Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Здоровье населения – одно из главных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь. Важнейшей целью государства в области охраны здоровья является снижение уровня заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности.

Крепкое здоровье и отсутствие вредных привычек для населения Беларуси являются главными показателями благополучия человека. Во время социологического опроса, проведенного в 2015 году Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – ИАЦ), об этом заявили 70% респондентов.

Государственная поддержка здравоохранения

С момента образования Республики Беларусь как суверенного государства (1991 год) в основу социального направления государственной политики положен принцип обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Первоочередная цель государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения остается неизменной: создание условий, позволяющих каждому человеку реализовать свое право на охрану здоровья на основе государственных гарантий. На законодательном уровне провозглашено право граждан Республики Беларусь на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения.

Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер, негосударственный сектор в объеме оказываемых медицинских услуг составляет примерно 7%.

Первостепенное значение в политике, проводимой в сфере здравоохранения Республики Беларусь, имеет обеспечение граждан доступной медицинской помощью высокого качества на всех уровнях ее оказания.

Основной задачей отечественного здравоохранения является сохранение принципов социального равенства при оказании медицинской помощи. В Республике Беларусь разработана законодательная база, которая, в том числе, закрепляет равное право граждан на доступное медицинское обслуживание.

Основополагающими документами являются:

Конституция Республики Беларусь (ст.45);

Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»;

Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах».

Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам страны право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (статья 45).

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:

предоставлением бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения;

предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Законом «О государственных минимальных социальных стандартах»  установлены государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения(принимаются областными (Минским городским) Советами депутатов для каждого региона).

Государственными социальными стандартами в области здравоохранения являются:

норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя;

норматив обеспеченности врачами первичного звена;

норматив обеспеченности населения стационарными койками;

норматив обеспеченности аптеками;

норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи;

норматив обеспеченности автотранспортом.

 

В республике внедрены территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, которые определяют социальные обязательства государства по видам, структуре, объемам предоставления бесплатной медицинской помощи населению.

Сельскому населению районов областных центров и городов областного подчинения предоставлено право доступа к услугам здравоохранения, оказываемым в городских организациях здравоохранения.

Обеспечение социального равенства является основным условием при разработке, реализации и оценке мер государственной политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Ресурсное обеспечение здравоохранения

Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Объем финансирования определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых Законом Республики Беларусь «О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год».

На протяжении последних лет в Республике Беларусь общие расходы на систему здравоохранения составляют более 5% ВВП.

В 2014 году общая сумма расходов на здравоохранение в Республике Беларусь составила 5,1% ВВП (было заложено в бюджете – 4,28%), в том числе: государственные расходы – 3,7% ВВП или 73,1%  всех расходов на здравоохранение; частные расходы – 1,1% ВВП или 26,5% всех расходов на здравоохранение.

Финансовые средства международных организаций-доноров составили 0,4% от общих расходов на здравоохранение.

Республиканским бюджетом на 2015 год было предусмотрено выделение  на здравоохранение 3,94% ВВП.

В соответствии с разработанной Всемирной организацией здравоохранения (далее – ВОЗ) политикой «Здоровье-2020» основными направлениями инвестирования в улучшение здоровья населения Беларуси являются:

1. Обеспечение здорового жизненного старта: расходы на улучшение репродуктивного здоровья, расходы на планирование семьи, расходы на защиту здоровья матерей и новорожденных, расходы на родовспоможение и постнатальный уход.

2. Защитаот неблагоприятных воздействий и обеспечение безопасностии благополучия в детском возрасте, охрана здоровьяподростков. Расходы на охрану здоровья детей и подростков в 2014 году увеличились и составили 5,4% от общих расходов на здравоохранение.

3. Обеспечение здорового старения. В связи со старением населения и увеличением числа граждан, нуждающихся в долгосрочном уходе, в Республике Беларусь в последние годы на эти услуги направляется около 0,9% от общих расходов на здравоохранение.

В непосредственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Беларусь находятся: органы управления здравоохранением регионов Республики Беларусь (управления здравоохранения облисполкомов и комитет по здравоохранению Мингорисполкома), республиканские организации здравоохранения, в т.ч. 17 республиканских научно-практических центров (далее – РНПЦ), 4 медицинских университета, Белорусская медицинская академия последипломного образования (далее – БелМАПО), республиканские больницы, унитарные предприятия и др.

В ведении областных и Минского городского органов управления здравоохранением находятся организации здравоохранения, оказывающие стационарную, амбулаторную, скорую медицинскую помощь в регионах.

В Республике Беларусь функционируют 626 больничных организаций с коечным фондом более 98,2 тыс. коек; обеспеченность койками составляет 103,6 на 10 тыс. населения; 1459 амбулаторно-поликлинических организаций; 17 республиканских научно-практических центров, 144 центра гигиены и эпидемиологии, 3135 аптек, 136 станций скорой медицинской помощи.

Проведены реконструкция и техническоепереоснащение организаций здравоохранения республики в рамках реализации государственных программ:

Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы;

Программа переоснащения амбулаторно-поликлинических организаций на 2009 – 2011 годы;

Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы;

Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, на 2011 – 2015 годы;

Государственная программа «Кардиология» на 2011 – 2015 годы;

Государственная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010 – 2014 годы и др.

Неотъемлемой частью единой системы здравоохранения страны и эффективным дополнением территориальной системы здравоохранения является ведомственная медицина. При этом на Министерство здравоохранения  возложены функции контроля за медицинской деятельностью организаций здравоохранения, находящихся в ведении других республиканских органов государственного управления.

В отрасли отмечается стабильная кадровая ситуация. В 2014 году укомплектованность врачебными кадрами составила 95,5% при постоянном росте обеспеченности врачами на 10 тыс. населения (50,4), в том числе практикующими – 39 на 10 тыс. человек.

Подготовка медицинских кадров проводится с использованием современных образовательных технологий в сочетании с обучением практическим навыкам, что позволяет им быть конкурентоспособными и мобильными на мировом рынке труда.

Последипломная подготовка специалистов с высшим медицинским образованием осуществляется в БелМАПО и Витебским ордена Дружбы народов государственным медицинским университетом.

В 2015 году в медицинских университетах Беларуси и БелМАПО обучались более 2,5 тыс. иностранных студентов.

Совершенствование системы здравоохранения

Направления реформирования системы здравоохранения Республики Беларусь во многом совпадают с общемировыми тенденциями. Особенностями функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь являются полный охват населения медицинской помощью, предоставляемой за счет бюджетных средств, а также государственное регулирование и планирование с реализацией комплекса государственных программ в сфере охраны здоровья населения.

Осуществляется переход к модели здравоохранения с приоритетным развитием медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, как менее затратной и наиболее востребованной. В этих целях:

увеличена доля финансирования амбулаторно-поликлинических организаций;

улучшена организация работы регистратур;

внедрены стационарозамещающие технологии (отделения дневного пребывания, амбулаторная хирургия);

созданы центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием;

развивается институт помощника врача.

Для повышения доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи,проведена значительная работа по внедрению новых технологий в практическое здравоохранение республики. Сформирован республиканский уровень оказания медицинской помощи. Созданы республиканские научно-практические центры, в которых осуществляются разработка и внедрение новых медицинских технологий.

Продолжается наращивание объемов высокотехнологичной медицинской помощи в кардиологии, онкологии, травматологии, нейрохирургии, трансплантологии, офтальмологии и по другим направлениям. Отечественные хирурги сегодня проводят практически все виды кардиовмешательств, онкологических операций и трансплантаций. Единственный не взятый рубеж – одновременная пересадка комплекса сердце-легкое. Но таких операций в мире делают не больше пяти за год.

Во всех областных больницах выполняются диагностические коронарографии, операции по имплантации электрокардиостимуляторов, стентированию артерий и другие. Количество высокотехнологичных кардиохирургических вмешательств на 1 млн. населения  увеличилось с 636 в 2011 году до 1602 в 2014 году, а за 9 месяцев 2015 г. этот показатель составил практически 2 тыс.

Успешно развивается трансплантология. Выполнены
294 трансплантации печени (с 2008 года), 1317 трансплантаций почки (с 2006 года), 160 пересадок сердца (с 2009 года). Выполняются операции пересадки комплекса почка-поджелудочная железа, легких.

Число трансплантаций на 1 млн. жителей в Беларуси составляет 42,4, что значительно больше, чем в Украине и России.

Особое внимание уделяется охране здоровья матери и ребенка.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 30 декабря 2015 г. во время посещения родильного дома 5-й городской клинической больницы г.Минска заявил: «Как бы ни было трудно, в Беларуси не будут экономить на детях и матерях». Глава государства отметил, что, если понадобится, в Беларуси будут сокращать финансирование государственных программ. «А вот на детей и на тех, кто рожает, мы денег жалеть не должны. Для них должно быть всё», – подчеркнул белорусский лидер.

В нашей стране каждой беременной женщине гарантируются бесплатное медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также медицинская помощь и наблюдение за новорожденными, в результате чего 100% деторождений в республике происходит при квалифицированном родовспоможении. С помощью новейших технологий в перинатальных центрах республики выхаживают новорожденных с массой тела, едва превышающей 500 граммов.

В результате лечения бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий за период с 2011 года по октябрь 2015 г. родилось более 1600 детей, при этом эффективность данной технологии составляет более 40%, что соответствует средним мировым показателям.

По итогам 2015 года в Беларуси впервые уровень рождаемости сравнялся с уровнем смертности.

За 10 лет младенческая смертность снизилась в 2,5 раза.

За 2015 год не было зарегистрировано ни одного случая материнской смертности (за пятилетку такой случай был один).

Показатели младенческой, материнской и детской смертности в Республике Беларусь соответствуют уровню развитых стран мира.

Проведенное улучшение материально-технической базы онкологических учреждений республики и мероприятия в соответствии с Государственной комплексной программой профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2011 – 2014 годы привели к снижению показателя смертности от онкологических заболеваний на 11,9% (с 188,0 до 165,6 на 100 тыс. населения), выявляемость пациентов с онкологическими заболеваниями на ранних стадиях выросла на 6,8 %, число проживших более пяти лет пациентов со злокачественными новообразованиями увеличилось на 19,1%. Общая долгосрочная выживаемость детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями, составляет 75%. По данному показателю Беларусь находится на втором месте среди стран Европы.

Проводятся высокотехнологичные и сложные операции на опорно-двигательной системе. Так, с 2011 по 2015 год число эндопротезирований тазобедренного сустава выросло с 4154 до 5500, а коленного – с 892 до 1200.

В республике выполняются операции по кохлеарной имплантации (слухопротезированию – вживлению во внутреннее ухо пациента уникального устройства) с сохранением остатков слуха; по имплантации аппаратов костной проводимости детям с врожденными пороками развития наружного и среднего уха, с нейросенсорными нарушениями слуха.   

В настоящее время внедрены самые современные методы диагностики и лечения пациентов с патологией органа зрения: оптическая когерентная томография, ультразвуковое сканирование, факоэмульсификация катаракты, лечение отслойки сетчатки, глаукомы, травм глаза, трансплантации амниотической мембраны и трансплантаций донорской роговицы. Увеличилось число хирургических вмешательств по поводу катаракты (факоэмульсификации), трансплантаций роговицы.

Знаковым событием стало открытие в октябре 2015 г. новых диагностических подразделений в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им.Н.Н.Александрова (молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза и Центра позитронно-эмиссионной томографии). Введение в строй этих объектов выводит диагностику опухолей, мониторинг и индивидуализацию химиотерапии злокачественных новообразований на качественно новый, экономически обоснованный уровень; позволяет организовать на их базе проведение самых современных фундаментальных и прикладных научных исследований; обеспечивает персонификацию лечебной стратегии.

Сегодня здравоохранение Республики Беларусь обладает практически всем спектром оказания медицинских услуг, что позволило свести до минимума направление наших граждан на лечение за рубеж. В нашей стране с готовностью принимают иностранных граждан для оказания им реабилитационной, оздоровительной помощи, предоставляют высокотехнологические медицинские услуги на самом высоком уровне.

К настоящему времени всеми субъектами хозяйствования независимо от формы собственности оказана медицинская помощь иностранным гражданам более чем из 120 стран мира: Азербайджана, России, Казахстана, Украины, Грузии, Израиля, Ливии, Китая, Армении, США, Туркменистана, Узбекистана, Японии, Германии и др.

В стране обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В соответствии с Национальным календарем прививок проводится иммунизация населения. Уровень охвата профилактическими прививками достиг 97–98%, в результате чего инфекционная заболеваемость снизилась (дифтерией – в 20 раз, эпидемическим паротитом – в 120 раз, вирусным гепатитом – в 26 раз).

Для интенсификации деятельности медицинских работников и уменьшения документооборота проводится информатизация отрасли, при этом особый упор сделан на информатизацию амбулаторно-поликлинического звена.

Продолжается разработка и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС «Стационар» и др.) в организации больничного типа, включая создание электронной медицинской карты. В ряде организаций внедрены комплексные медицинские автоматизированные системы. Создано значительное число автоматизированных рабочих мест (АРМ «Врача УЗИ», «Врача рентгенолога», «Врача эндоскописта», «Томография» и т.д.).

Телемедицинская система в республике охватывает 11 организаций здравоохранения районного уровня, 9 – областного и 10 – республиканского уровня (РНПЦ). Данная система позволяет осуществлять дистанционное консультирование по рентгенологическим, ультразвуковым и цитологическим исследованиям, а также по вопросам постановки диагноза пациентам в сложных случаях. В настоящее время начато внедрение технологии «Электронный рецепт».

Улучшена ситуация на рынке лекарств, развивается отечественная фарминдустрия.

Промышленное производство лекарственных средств осуществляет 31 предприятие, из которых 18 имеют 47 сертификатов GMP.

Проводимая работа содействует интеграции белорусской фармацевтической промышленности в мировую фарминдустрию, повышению качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

В стране зарегистрировано более 6 тыс. наименований готовых лекарственных средств, в том числе 1400 – отечественного производства. 82 наименования представляют собой оригинальные отечественные лекарства. Остальная номенклатура – генерические лекарства, которые по своему составу и эффективности ничем не уступают импортным аналогам. При этом отдельные препараты
в 2–4 раза дешевле импортных аналогов. Более 70% отпускаемой на внутренний рынок продукции имеет диапазон ценового предложения до 1 доллара США в эквиваленте.

Доля отечественных лекарственных средств в общем объеме закупок постоянно растет и в 2015 году достигла 51%. Таким образом Минздрав перешагнул 50-процентный барьер, установленный Главой государства, по финансовой доли белорусских лекарств на внутреннем рынке.

За 2011 – 2014 годы разработано и выведено на рынок
446 наименований лекарственных средств белорусского производства.
За 9 месяцев 2015 г. фармацевтические предприятия освоили
112 наименований лекарств.

На сегодняшний день около 40% белорусских лекарственных средств отправляются на экспорт в 29 стран, где они пользуются большим спросом, не уступая по цене и качеству зарубежным аналогам.

В стране действует государственная система закупок лекарств. Создан Республиканский формуляр лекарственных средств, который является основой для формирования перечня основных лекарственных средств, годовых планов централизованных государственных закупок лекарственных средств, а также дляразработки клинических протоколов.

Медико-демографические процессы в Республике Беларусь

С 1991 по 2014 год общая смертность уменьшилась с 13,8 до 12,8 на 1 тыс. населения; рождаемость увеличилась с 11,1 до 12,5 на 1 тыс. населения; естественная убыль населения сократилась до 0,3 и является минимальной за последние 20 лет.

Наметилась положительная тенденция к росту показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении (до 72,64 года).

Целенаправленная работа по дальнейшему развитию медицинской реабилитации позволила снизить показатель тяжести инвалидности лиц трудоспособного возраста с 57,3% в 2011 году до 48,6% за 9 месяцев 2015 г.

Начиная с 2005 года сохраняется стойкая тенденция к снижению заболеваемости туберкулезом. Показатель заболеваемости по итогам 2014 года составил 34,5 на 100 тыс. населения (в 2005 году – 54,3 на 100 тыс.), показатель смертности по итогам 2014 года – 4,7 на 100 тыс. населения (в 2005 году – 12,1 на 100 тыс.).

По темпам снижения заболеваемости туберкулезом Беларусь опережает такие страны, как Финляндию, Швейцарию, Австрию, Норвегию.

Согласно проведенным в 2015 году ИАЦ социологическим исследованиям, процент распространенности курения взрослого населения в возрасте от 16 лет и старше в Беларуси снизился и составил 27,9% (для сравнения: в 2010 году доля курящего взрослого населения в республике составляла 30,6%, а в 2012 году – 30,5%). Если учитывать процент распространения курения в Европе (28%), то эта цифра является неплохим показателем.

Только за последние два года в республике бросили курить 4,2% белорусов.

Оценки системы здравоохранения Беларуси в международных рейтингах

Экспертами международных организаций дана высокая оценка достижений системы здравоохранения  Республики Беларусь.

Американское агентство Bloomberg подготовило рейтинг систем здравоохранения стран с населением свыше 5 млн. человек по показателям 2015 года. По версии экспертов, медицинское обслуживание в Беларуси работает эффективнее, чем в США и России (список возглавляет Гонконг, затем следуют Сингапур и Израиль. Беларусь находится на 47-й строчке, в то время как США – только на 50-м месте, а Россия – на 54-й позиции).

В сравнении со странами Европейского союза по числу врачей на 10 тыс. населения Республика Беларусь (39 врачей) сопоставима с Германией (36) и Швецией (38) и уступает только Греции (62), Австрии (49), Испании (40), Португалии (39).

Беларусь занимает одно из ведущих мест среди стран мира по доступу населения к медицинским услугам (делит первое место в мире с Брунеем и Канадой).

ВОЗ констатировала достижение здравоохранением республики Целей тысячелетия в области развития (сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией, туберкулезом).

По интегральному показателю младенческой и материнской смертности Республика Беларусь занимает 4-е место в мире.

Беларусь лидирует среди стран СНГ по темпам снижения распространения ВИЧ/СПИДа и охвату антиретровирусной терапией.

Республика Беларусь наравне с Францией, Финляндией, Люксембургом входит в топ-50 стран мира по ведению беременности, организации родов квалифицированным медицинским персоналом.

Мнение населения о здравоохранении

По результатам проведенного ИАЦ в 2015 году республиканского опроса, практически все его участники заявили, что они в той или иной мере заботятся о своем здоровье. В целом получается, что картина выглядит позитивно. Однако доминантное большинство опрошенных выбирают своеобразную модель «заботы», когда человек идет по пути наименьшего сопротивления, останавливаясь на нескольких удобных для себя вариантах: «старается больше двигаться», не занимаясь при этом физической культурой, «регулярно проходит медицинский осмотр», предполагающий посещение врача один раз в год, и др. Очевидно, что в большинстве случаев люди не понимают (сознательно не хотят понимать), что для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно и системно работать над собой. И это непонимание приводит к весьма легкомысленному и часто безответственному отношению к своему здоровью.

В целом население положительно оценивает республиканскую систему здравоохранения. Так, большинство участников опроса ИАЦ назвали уровень здравоохранения в Беларуси в той или иной степени высоким (45%).

Среди сфер национального здравоохранения наиболее передовыми, по мнению участников опроса, являются:

высокотехнологичная медицина (операции на сердце, пересадка органов и т.д. – 32,5%);

лечение в стационарах и санаторно-курортное обслуживание (по 24%);

оказание скорой медицинской помощи (20%).

Кроме того, в той или иной степени высоко оценивается работа абсолютно всех организаций сферы здравоохранения: от 97% позитивных отзывов у аптек до 76,5% – у поликлиник (ФАПов).

В первую очередь населению хотелось бы получать медицинские услуги быстрее. Также граждане желают более внимательного отношения к себе в медицинских учреждениях. При этом к качеству услуг претензий преимущественно нет.

 

Перспективы развития системы здравоохранения

В г.Минске 21–22 октября 2015 г. прошла Европейская министерская конференция «Охват всех этапов жизни в контексте политики «Здоровье-2020», организованная Европейским региональным бюро ВОЗ в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Конференция прошла под лозунгом «Действовать раньше, действовать вовремя, действовать сообща».

В рамках саммита представлены результаты по широкому кругу дисциплин: генетике, медицине, общественному здравоохранению, экологии, экономике и социальным наукам, которые показали, как подход с учетом всех этапов жизни человека может в максимальной степени реализовать потенциал всего населения в области здоровья.

Итогом конференции стало подписание Минской декларации. Она является важным инструментом по консолидации усилий стран Европы в рамках политики ВОЗ «Здоровье-2020».

Ключевые подходы ВОЗ нашли отражение в проектах двух государственных программ:

«Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы» (включает подпрограммы «Семья и детство», «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний», «Профилактика ВИЧ-инфекции», «Туберкулез», «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма», «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь», «Внешняя миграция»);

«Развитие фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы» – документ направлен на обеспечение развития импортозамещающих и экспортно-ориентированных производств готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций для наиболее полного удовлетворения потребностей организаций здравоохранения республики в эффективных, безопасных и качественных отечественных лекарственных средствах и совершенствования лекарственного обеспечения населения.

Важнейшими задачами отрасли на ближайшее время являются:

совершенствование и укрепление первичного звена;

обеспечение доступности и качества медицинской помощи на всех уровнях;

уменьшение заболеваемости и смертности граждан, обеспечение положительного естественного прироста населения за счет увеличения рождаемости и снижения смертности населения;

оптимизация отрасли;

дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

развитие добровольного медицинского страхования;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;

усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на здоровый образ жизни;

развитие медицинской науки.

Осуществление намеченных мероприятий будет способствовать позитивным преобразованиям в системе здравоохранения Беларуси, а также ее дальнейшей интеграции с системами здравоохранения стран Евразийского экономического союза в целях сохранения здоровья человека на протяжении всего жизненного цикла.

 

 

Дополнительные материалы

к единому дню информирования

 

О развитии здравоохранения г.Минска

Медицинскую помощь почти двухмиллионному населению столицы оказывают 116 учреждений здравоохранения, в т.ч. 39 поликлиник для взрослых и 1 врачебная амбулатория, 19 – для детей, 21 стационарное учреждение и 8 специализированных диспансеров. Скорая и неотложная помощь осуществляется силами 153 бригад городской станции скорой медицинской помощи.Общая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 41 000 посещений в поликлиники в смену, стационарная помощь оказывается на 12 тысячах коек. Ежегодно столичным здравоохранением удовлетворяется до 21 млн. посещений к врачам всех специальностей поликлиник, диспансеров, более 510 тысяч вызовов скорой и неотложной помощи. Стационарное лечение получают около 420 тысяч пациентов, до 12% из них – жители других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья, что связано со стабильно высокой степенью  доверия к столичному  здравоохранению.

Годовой план финансирования по разделу «Здравоохранение» за 2015 год составил 6 421,7млрд. рублей, кроме того, по капитальному строительству ‑ 1565,4 млрд. рублей.

Расходование бюджетных средств по видам медицинской помощи в 2015 году сложилось следующим образом: амбулаторно-поликлиническая помощь – 37,4%, стационарная помощь – 53,4%, скорая помощь – 6,1%. Расходы на первичную помощь в 2015 году составили 41,9%

Средняя заработная плата работников учреждений здравоохранения системы комитета по здравоохранению Мингорисполкома за 2015 год составила 6,6 млн. рублей, в том числе специалистов с высшим медицинским образованием – 9,1 млн. рублей, специалистов со средним медицинским образованием – 6,7 млн. рублей, по прочему персоналу – 5,1 млн. рублей.

На протяжении последних пяти лет в столице достигнуты позитивные изменения в медико-демографической ситуации, в основных показателях здоровья населения. В г.Минске в последние два года зарегистрирован самый низкий уровень общей смертности за период с 1995 года, он составил 8,8 промилле (РБ ‑ 12,8 промилле), и он самый низкий среди всех регионов страны. Сохранился естественный прирост населения, который составил 2,9 промилле. В абсолютных цифрах прирост за 11 месяцев  2015 года  составил 5124 человека, увеличилась ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 75,5 лет, и она больше, чем по республике (РБ 72,6) на 2,7 года,  снизилась смертность в трудоспособном возрасте до 2,8  промилле (РБ ‑ 4,0).

Медицинскую помощь населению города оказывают более 9000 врачей и 17 000 работников со средним медицинским образованием. В учреждениях здравоохранения города работают 13 докторов и 165 кандидатов медицинских наук.

Внедрение в практику столичного здравоохранения новейших медицинских технологий сделало столичное здравоохранение привлекательным для граждан других государств. За 2015 год в учреждениях здравоохранения города выполнено: более 8175 различных кардиологических вмешательств; 69 трансплантаций печени; 194  трансплантации  почки; 150  трансплантаций костного мозга и стволовых клеток; 1396 эндопротезирований коленных и тазобедренных суставов.

За 2015 год экспортировано медицинских услуг на 10,1 млн. долл.США, что на 200 тыс.долл. выше уровня прошлого года. 

На работу здравоохранения г.Минска оказывают влияние следующие факторы:

ежегодное увеличение численности минчан примерно на 20 тысяч, при этом не только за счет миграционных процессов, но и вследствие естественного прироста;

продолжение процесса старения популяции: доля лиц в возрасте старше трудоспособного за последние пять лет выросла на 3,0% и составляет 19,1%, что увеличивает нагрузку на систему здравоохранения;

рост населения и возведение новых жилых микрорайонов увеличивает потребность в приближении медицинской помощи к населению строящихся микрорайонов – строительстве новых поликлиник и подстанций скорой (неотложной) медицинской помощи.

В столице отмечается низкая обеспеченность населения коечным фондом (6,2 койки на 1000 жителей и 7,67 с учетом коек, на которых пролечены минчане в республиканских учреждениях). Имеющийся коечный фонд используется с большой интенсивностью.

В целях улучшения качества оказания медицинской помощи продолжаются работы по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения города Минска.

Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения г.Минска в текущей пятилетке осуществлялось в соответствии с планами строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и переоснащения объектов здравоохранения г.Минска, утвержденными решениями Мингорисполкома от 12.05.2011 № 1244, от 26.04.2012 № 1300, от 18.05.2013 № 1248. Итоги работы по их выполнению ежегодно рассматривались на заседаниях Мингорисполкома.

Всего за текущую пятилетку в эксплуатацию введено 67 крупных объектов системы здравоохранения, из них 19 объектов – в 2011 году, 13 объектов – в 2012 году, 14 объектов – в 2013 году, 12 объектов - в 2014 году, 9 объектов – в 2015 году.

Так в 2015 году введены в эксплуатацию новый родильный дом учреждения здравоохранения «5-я городская клиническая больница», филиал учреждения здравоохранения «7-я городская стоматологическая поликлиника», клинико-диагностический корпус детской инфекционной больницы, модернизированная 23-я городская поликлиника, завершена реконструкция Минского консультационно-диагностического центра и др.

На работы по строительству, реконструкции, ремонту и модернизации и переоснащению объектов здравоохранения г.Минска в период 2011-2015гг. направлено из средств городского бюджета более 5,4 трлн. руб. При выполнении указанных работ на объектах здравоохранения проводится полное их переоснащение.

Кроме того, Минским горисполкомом совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь ведется работа по переоснащению учреждений здравоохранения города современным медицинским оборудованием. В 2011-2015 годах закуплено оборудования за счет средств республиканского бюджета на сумму  386,4 млрд. руб., за счет средств бюджета г.Минска – на сумму 671,2 млрд. руб.

В результате проделанной работы практически все стационарные учреждения города получили высокотехнологичное диагностическое и другое оборудование. Так, введены в эксплуатацию компьютерные томографы в учреждениях здравоохранения «5-я городская клиническая больница», «Городская детская инфекционная клиническая больница», «Минский консультационно-диагностический центр», «Минский городской клинический онкологический диспансер». Установлен магнитно-резонансный томограф в учреждениях здравоохранения «6-я городская клиническая больница», «Минский городской клинический онкологический диспансер»; ангиографические комплексы в учреждениях здравоохранения «1-я городская клиническая больница», «4-я городская клиническая больница имени Н.Е.Савченко», «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» и «10-я городская клиническая больница».

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в 2011-2015 годах выполнен значительный объем работ по модернизации, реконструкции и переоснащению городских учреждений здравоохранения в рамках выделенного бюджетного финансирования.

Вместе с тем город Минск продолжит работу в данном направлении. Минским горисполкомом будет проводиться поэтапная реконструкция и переоснащение стационарных учреждений здравоохранения города (решением Мингорисполкома от 30.07.2015 № 2020 утвержден План укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения г.Минска на 2016-2020 годы).

В настоящее время ведутся работы по строительству новых корпусов на 300 коек в рамках реконструкции учреждения здравоохранения «4-я городская клиническая больница имени Н.Е.Савченко», на 200 коек для учреждения здравоохранения «Городская детская инфекционная клиническая больница» и радиологического корпуса учреждения здравоохранения «Минский городской клинический онкологический диспансер», а также по строительству блоков трансплантации стволовых клеток и кардиохирургического блока для учреждения здравоохранения «9-я городская клиническая больница».

Кроме того, продолжится модернизация зданий поликлинических учреждений, срок эксплуатации которых после 2016 года превысит 30 лет.

Охрана здоровья женского и детского населения остается приоритетом в столичном здравоохранении. Педиатрическая служба г.Минска осуществляет свою работу в рамках реализации основных государственных программ в сфере здравоохранения. Одной из основных задач службы является сохранение высокого уровня качества оказываемой медицинской помощи детям и ее доступности.

В последние годы работа по развитию и совершенствованию педиатрической службы проводилась по следующим основным направлениям:

- улучшение показателей здоровья детского населения путем снижения заболеваемости, инвалидности и уровня младенческой и детской смертности, а также ориентация деятельности учреждений на профилактическую работу, своевременное выявление факторов риска, обуславливающих заболеваемость и смертность детского населения;

- решение медико-социальных и психологических задач, таких как работа с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей, защите их прав;

- укрепление амбулаторно-поликлинической службы;

- внедрение новых современных технологий в лечение и профилактику заболеваний у  детей;

- модернизация и переоснащение службы.

Благодаря внедрению современных технологий, переоснащению службы детской реанимации, созданию городских специализированных центров, дальнейшему развитию репродуктивных технологий, неонатальной хирургии, в том числе кардиохирургии новорожденных, показатель младенческой смертности в г.Минске в течение нескольких лет сохраняется на стабильно низком уровне -  за 10 мес. 2015г. ‑ 2,4‰.

Выживаемость детей, родившихся с чрезвычайно низкой массой тела (от 500 до 1000 г) составляет 82%.

В пяти родовспомогательных учреждениях города отмечается ежегодное увеличение количества родов: 2011 – 24 224, 2012 – 26 083, 2013 – 26 418, 2014 – 26 897.

В целях повышения качества оказания медицинской помощи детям, рожденным в тяжелом состоянии, открыто отделение интенсивной терапии и реанимации для новорожденных в 1-й городской клинической больнице.

Важным показателем состояния здоровья общества является и уровень детской инвалидности. С целью снижения инвалидности детского населения совершенствуется система ранней диагностики различных ограничений жизненных и социальных функций у детей, создана и развивается сеть центров, отделений, кабинетов раннего вмешательства для реабилитации. Развитие данного профилактического направления позволит снизить уровень инвалидности у детей.

Постоянно совершенствуется реабилитационная помощь детям. Открыты реабилитационные койки для детей с кардиологической патологией на базе 2-й городской детской клинической больницы и реабилитационные койки для детей раннего возраста с психоневрологической и перинатальной патологией на базе 3-й городской детской клинической больницы. После реконструкции в учреждении здравоохранения «Городской центр медицинской реабилитации «Пралеска» открыто отделение реабилитации для детей с заболеваниями органа зрения и ортопедической патологией.

На амбулаторно-поликлиническом этапе завершена реконструкция 20-й городской детской поликлиники, открыто детское отделение в микрорайоне Брилевичи, в ближайшее время планируется открытие детских поликлиник в микрорайонах: Каменная горка - 2 (на 480 посещений в смену), и микрорайоне Брилевичи (на 350 посещений в смену). В 2016 году будет открыт новый корпус Городской детской инфекционной клинической больницы.

В 2014 году организовано проведение комбинированного пренатального скрининга (ультразвукового и биохимического) в первом триместре беременности в г.Минске на базе родильного дома № 2. В рамках реализации городской программы по планированию беременности в городском Центре планирования семьи на базе роддома № 2 обеспечен полный цикл обследования и лечения пар с бесплодием. В 2014 году на базе этого учреждения открыт кабинет вспомогательных репродуктивных технологий для проведения экстракорпорального оплодотворения. Результатом работы Центра планирования семьи и женских консультаций явилось снижение числа абортов (2012 ‑ 9,2 на 1 тыс. женщин фертильного возраста, 2013 ‑ 6,9, 2014 ‑ 5,4).

Открыт городской центр эндометриоза, заболевания, которое не позволяет многим женщинам родить здоровых детей и ощутить радость материнства. Работа специалистов центра позволяет своевременно не только выявить заболевание, но и назначить необходимое лечение.         Широкое внедрение современных хирургических методик привело к значительному укорочению времени пребывания женщин в стационаре, к снижению экономических затрат.

На площадях нового родильного дома учреждения здравоохранения «5-я городская клиническая больница» разместились: экстренная лаборатория с новейшим оборудованием, кабинеты физиотерапии, функциональной диагностики, помещения для кафедр Белорусского государственного медицинского университета с максимально удобными условиями для консультативно-клинической и учебной работы, дистанционного обучения путем трансляций из операционных.

Родильные залы оборудованы современными системами наблюдения за матерью и плодом с автоматической компьютерной обработкой и выводом данных на общий монитор заведующему отделением и дежурному врачу для своевременной диагностика внутриутробного состояния плода, выбора оптимального срока и метода родоразрешения. Системы телеметрического наблюдения за состоянием женщин в раннем послеродовом периоде позволят объективно оценивать ситуацию и, как следствие, избежать многих грозных осложнений. Новым родильным домом ‑ единственным из родовспомогательных учреждений города ‑ планируется получение сертификата ISO 9004:2009, что позволит увеличить экспорт медицинских услуг. Всего в новом корпусе ежедневно будут получать лечение около 300 женщин. Данный родильный дом  самый крупный в городе Минске и лучше всех оснащенный.

Основными направлениями  развития здравоохранения столицы  на период 2016-2020 годы будут:

- повышение эффективности здравоохранения (внедрение инновационных разработок в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний – прежде всего в области онкологии, кардиологии, неврологии, травматологии, нейрохирургии, оптимизация стационарной помощи, дальнейшее развитие охраны здоровья матери и ребенка, развитие общеврачебной практики в поликлиниках);

- дальнейшее укрепление материально-технической базы (строительство поликлиник, встроенных амбулаторий, подстанций скорой медицинской помощи, реконструкция стационаров города);

- информатизация (расширение спектра электронных услуг для населения, создание электронной медицинской карты);

- продвижения экспорта услуг.

Комитет по здравоохранению Мингорисполкома