— Недавно собрался купить крем для бритья и набор лезвий. По привычке отправился в ближайший павильончик, где всегда был хороший выбор и приятные цены на подобные товары. Но, увы, оказалось, что с 1 марта он закрыт. Еще раньше прекратил существование очень симпатичный книжный. Теперь там продают пиво на розлив. И такие примеры можно продолжить. Это что, тенденция времени?
— И да, и нет. В бизнесе так было всегда — кто-то не выдерживает конкуренции, у кого-то изменились планы, иные набрали непосильных кредитов. Вот и закрываются. С другой стороны, сказывается нынешняя экономическая реальность. Люди стали больше экономить, откладывать на потом не очень нужные покупки. Да, есть негативная тенденция закрытия небольших магазинов и даже классических универсамов, построенных в советские времена. Они не в состоянии противостоять сетевикам, имеющим много торговых площадей по всему городу и снижающим цены на товары за счет больших объемов оптовых закупок. Большой бизнес может себе позволить продавать немножко в убыток. Малый — нет. В торговле уровень рентабельности ниже по сравнению со всеми другими видами экономической деятельности, не превышает 2-4 процента. У оптовиков — до 6. Поэтому самое основное — это разумный баланс между расходами и доходами. Если предприятие этого баланса не выдерживает, то уступает место другому. Возможно, и ваш павильончик закрылся потому, что не сумел встроиться в большую сеть. На мой взгляд, поговорка «семь раз отмерь…» именно о торговле.
— Вам не кажется опасной ситуация, когда крупные торговые операторы, в том числе зарубежные, выдавливают местных, а после этого получают возможность диктовать свои условия?
— Такая опасность есть. Но рынок есть рынок. В конце концов, потребитель будет в выигрыше от расширения сети больших гипермаркетов с максимальными скидками на товары. Тем не менее, меня эта тенденция беспокоит и как руководителя, и как простого потребителя. Я ведь тоже житель города. Уравнять возможности крупного и малого бизнеса можно за счет снижения ставок арендной платы за помещения. В первую очередь — для предприятий, осуществляющих реализацию отечественных товаров. В бизнес-инкубаторе на базе завода «Калибр» мы пошли на ставку аренды в размере от одного до трех евро. Для завода, у которого масса неиспользуемых площадей, это благо. Ведь арендаторы берут на себя оплату коммунальных услуг, налогов на землю, недвижимость и многие другие платежи. В принципе, можно было бы вообще установить нулевую ставку по аренде.
— Вы говорили про плюсы фирменной торговли…
— У нас 77 магазинов, осуществляющих реализацию товаров от производителя. Это позволяет предприятиям без посредников получать денежные средства на свои счета. Ежедневная выручка напрямую поступает к ним от фирменной сети. На мой взгляд, такую форму продажи белорусских товаров надо развивать и дальше.
— В новых домах, например на проспекте Дзержинского на выезде из города, первые этажи отданы под магазины, мастерские, объекты общепита…
— Это предусмотрено генеральным планом развития города. На наш взгляд, такая практика найдет одобрение у местных жителей. Не только мегамагазины имеют право на существование в современном городе, но и мини-маркеты, бутики, локальные фирменные представительства. Только в прошлом году торговая сеть района приросла более чем на 40 тысяч квадратных метров площадей. Построены и введены в эксплуатацию крупные центры «Магнит», «Аутлето», «Трюм», «Авикойл-Инвест» и ряд других.
Отмечается и увеличение количества объектов общественного питания. В Московском их 344. Все вместе они могут принять 21 тысячу гостей.
— В последнее время государство усилило контроль за качеством реализуемой продукции, соблюдением сроков ее годности и так далее.
— Надо признать, что не все придерживаются установленных требований к качеству товаров на прилавках. Больше всего нареканий вызывают предприятия торговой сети «Рублевский». Мы регулярно проводим проверки, наказываем виновных. Но проблема остается. И совсем другое дело — магазин «Алми», расположенный в Студенческой деревне, а также предприятия сетей «Виталюр», «Простор». У них современное холодильное оборудование, которое позволяет продавцам работать с запасом продукции.
А те, кто продает продукты «с земли», вообще не обременены никакими нормами! Порой они предлагают откровенную отраву. Мы боремся с этим теневым бизнесом. Но хотелось бы и поддержки предпринимательского сообщества, граждан. Заметьте, возле магазинов сетей «Евроопт» никогда не бывает стихийных рынков. Другие же позволяют нелегальщикам располагаться буквально возле своих дверей.
Штрафные санкции за выявленные нарушения правил торговли принесли в 2015 году только от Московского района в бюджет города более 6 миллиардов рублей.
23.03.2016, Александр Ерошенко, «МК»