Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

— Недавно собрался купить крем для бритья и набор лезвий. По привычке отправился в ближайший павильончик, где всегда был хороший выбор и приятные цены на подобные товары. Но, увы, оказалось, что с 1 марта он закрыт. Еще раньше прекратил существование очень симпатичный книжный. Теперь там продают пиво на розлив. И такие примеры можно продолжить. Это что, тенденция времени?

— И да, и нет. В бизнесе так было всегда — кто-то не выдерживает конкуренции, у кого-то изменились планы, иные набрали непосильных кредитов. Вот и закрываются. С другой стороны, сказывается нынешняя экономическая реальность. Люди стали больше экономить, откладывать на потом не очень нужные покупки. Да, есть негативная тенденция закрытия небольших магазинов и даже классических универсамов, построенных в советские времена. Они не в состоянии противостоять сетевикам, имеющим много торговых площадей по всему городу и снижающим цены на товары за счет больших объемов оптовых закупок. Большой бизнес может себе позволить продавать немножко в убыток. Малый — нет. В торговле уровень рентабельности ниже по сравнению со всеми другими видами экономической деятельности, не превышает 2-4 процента. У оптовиков — до 6. Поэтому самое основное — это разумный баланс между расходами и доходами. Если предприятие этого баланса не выдерживает, то уступает место другому. Возможно, и ваш павильончик закрылся потому, что не сумел встроиться в большую сеть. На мой взгляд, поговорка «семь раз отмерь…» именно о торговле.

— Вам не кажется опасной ситуация, когда крупные торговые операторы, в том числе зарубежные, выдавливают местных, а после этого получают возможность диктовать свои условия?

— Такая опасность есть. Но рынок есть рынок. В конце концов, потребитель будет в выигрыше от расширения сети больших гипермаркетов с максимальными скидками на товары. Тем не менее, меня эта тенденция беспокоит и как руководителя, и как простого потребителя. Я ведь тоже житель города. Уравнять возможности крупного и малого бизнеса можно за счет снижения ставок арендной платы за помещения. В первую очередь — для предприятий, осуществляющих реализацию отечественных товаров. В бизнес-инкубаторе на базе завода «Калибр» мы пошли на ставку аренды в размере от одного до трех евро. Для завода, у которого масса неиспользуемых площадей, это благо. Ведь арендаторы берут на себя оплату коммунальных услуг, налогов на землю, недвижимость и многие другие платежи. В принципе, можно было бы вообще установить нулевую ставку по аренде.

— Вы говорили про плюсы фирменной торговли…

— У нас 77 магазинов, осуществляющих реализацию товаров от производителя. Это позволяет предприятиям без посредников получать денежные средства на свои счета. Ежедневная выручка напрямую поступает к ним от фирменной сети. На мой взгляд, такую форму продажи белорусских товаров надо развивать и дальше.

— В новых домах, например на проспекте Дзержинского на выезде из города, первые этажи отданы под магазины, мастерские, объекты общепита…

— Это предусмотрено генеральным планом развития города. На наш взгляд, такая практика найдет одобрение у местных жителей. Не только мегамагазины имеют право на существование в современном городе, но и мини-маркеты, бутики, локальные фирменные представительства. Только в прошлом году торговая сеть района приросла более чем на 40 тысяч квадратных метров площадей. Построены и введены в эксплуатацию крупные центры «Магнит», «Аутлето», «Трюм», «Авикойл-Инвест» и ряд других.

Отмечается и увеличение количества объектов общественного питания. В Московском их 344. Все вместе они могут принять 21 тысячу гостей.

— В последнее время государство усилило контроль за качеством реализуемой продукции, соблюдением сроков ее годности и так далее.

— Надо признать, что не все придерживаются установленных требований к качеству товаров на прилавках. Больше всего нареканий вызывают предприятия торговой сети «Рублевский». Мы регулярно проводим проверки, наказываем виновных. Но проб­лема остается. И совсем другое дело — магазин «Алми», расположенный в Студенческой деревне, а также предприятия сетей «Виталюр», «Простор». У них современное холодильное оборудование, которое позволяет продавцам работать с запасом продукции.

А те, кто продает продукты «с земли», вообще не обременены никакими нормами! Порой они предлагают откровенную отраву. Мы боремся с этим теневым бизнесом. Но хотелось бы и поддерж­ки предпринимательского сообщества, граждан. Заметьте, возле магазинов сетей «Евроопт» никогда не бывает стихийных рынков. Другие же позволяют нелегальщикам располагаться буквально возле своих дверей.

Штрафные санкции за выявленные нарушения правил торговли принесли в 2015 году только от Московского района в бюджет города более 6 миллиардов рублей.

 

23.03.2016, Александр Ерошенко, «МК»