21 ноября в рамках единого дня информирования руководство администрации Московского района г.Минска встретиться с трудовыми коллективами организаций и предприятий района.
Глава администрации Колядко Татьяна Ивановна проведет встречу с трудовым коллективом ЗАО «Витэкс»;
Заместитель главы администрации Танкевич Владимир Валериевич проведет встречу с трудовым коллективом УЗ «32-я городская клиническая поликлиника»;
Заместитель главы администрации Лобко Артем Юрьевич встретиться с трудовым коллективом филиала ПМУ ОАО «Промтехмонтаж»;
Заместитель главы администрации Брель Виталий Петрович встретиться с трудовым коллективом управляющей компании холдинга «Белорусская цементная компания»;
Управляющий делами администрации Козловский Владимир Иванович встретиться с трудовым коллективом учреждения «СДЮШОР по фигурному катанию на коньках главного управления спорта и туризма Мингорисполкома».
Также глава администрации Колядко Татьяна Ивановна встретиться с гражданами по месту жительства в ГУО «Лицей №1 г.Минска» (пр-т газеты «Звязда», 6а). Начало встречи в 18.30 часов.
Материал подготовлен
Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе сведений
министерств здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма Республики Беларусь, Уполномоченного по делам религий и национальностей, облисполкомов, Минского горисполкома
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в ходе ежегодного Послания к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь подчеркнул: «У нас очень компактная страна. И разделительных линий, особенно по социально-экономическим признакам и условиям жизни, не может быть по определению. Мы не раз говорили о равномерном развитии территорий. В регионах проживает большая часть населения Беларуси. Поэтому наша цель – создание комфортной жизни в каждом уголке страны».
Глава государства акцентирует внимание, что «отдельный вопрос – развитие инфраструктуры. Комфортные условия проживания – вот основа социальных стандартов и главный критерий успешного завершения региональных проектов. Здесь при необходимости должны быть сформированы соответствующие программы строительства и модернизации», – резюмировал А.Г.Лукашенко.
В этой связи в предлагаемых материалах рассматривается вопрос развития именно социальной инфраструктуры регионов Беларуси.
Слово «инфраструктура» в переводе с латыни означает «основа постройки», то есть это те базовые элементы жизни, которые являются фундаментом для развития общества. К социальной инфраструктуре относится совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.
Таким образом, к социальной инфраструктуре относятся следующие объекты:
здравоохранения (больницы, поликлиники, амбулаторные центры, диагностические центры, санатории, здания скорой помощи, родильные дома и т.п.);
образования (детские сады, центры развития ребенка, учебно-педагогические комплексы, школы и т.п.);
культуры (дворцы культуры, культурно-развлекательные комплексы, музейные комплексы, памятники архитектуры, галереи, центры искусств, библиотеки и т.п.);
спорта и туризма (стадионы, футбольные манежи, дома спорта, плавательные бассейны, физкультурно-спортивные комплексы).
Открытие новых социальных объектов к 7 ноября 2019 г.
В Беларуси 7 ноября наполнено особым смыслом. К этому дню традиционно завершают важные проекты, достраивают школы, детские сады, стадионы и медицинские отделения. Дороги, мосты, жилые дома появляются в больших городах и маленьких деревнях. Все это становится частью жизни белорусских граждан.
В 2019 году первым дал старт доброй традиции делать подарки
к 7 ноября Президент Республики Беларусь. 30 октября А.Г.Лукашенко принимал участие в открытии двух очень важных и нужных объектов. Во-первых, в Республиканском научно-практическом центре онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова был открыт пансионат на 118 номеров, в том числе и двухместных, для пациентов и их сопровождающих. Теперь в пансионате могут размещаться граждане, приезжающие на обследования, и пациенты на амбулаторном лечении, которым не требуется специальная медицинская помощь. Также с ними рядом смогут находиться ухаживающие за ними родственники. Раньше такой возможности не было: близкие арендовали жильё в столице либо в пригороде. Кроме того, были предусмотрены все детали для обеспечения комфортного пребывания граждан: столовая и кафетерий, прачечная, спортивный комплекс. Посещая новый пансионат, Александр Лукашенко подчеркнул: «Надо сделать все, чтобы люди понимали, что есть справедливость. Это объект справедливости».
В пансионате также смогут проживать иностранные врачи-онкологи, приезжающие на обучение в образовательный центр при РНПЦ.
Планируется, что с ноября в РНПЦ онкологии будет функционировать и лечебно-диагностическое отделение с десятью палатами повышенной комфортности, в которых может разместиться не только сам пациент, но и сопровождающий его родственник. Такие палаты обустроены душевой комнатой и небольшой кухней.
Во-вторых, Александр Лукашенко посетил построенный недавно в Минском районе комплекс общежитий для сотрудников РНПЦ онкологии и других медучреждений района. Сюда в течение нескольких месяцев переедет около 350 семей. Комнаты в этих общежитиях – отдельные однокомнатные или двухкомнатные квартиры с собственной кухней. С вводом в эксплуатацию данного комплекса общежитий районная очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий медиков сократится на 40%.
Справочно.
РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им.Н.Н.Александрова основано в 1960 году и является самым крупным в стране лечебно-диагностическим и научно-образовательным учреждением. В центре оказывается специализированная медицинская помощь пациентам из регионов Беларуси. Вместе с этим центр выполняет функцию онкологического диспансера для населения Минской области.
В Гомельском районе 31 октября состоялось торжественное открытие долгожданного моста через реку Сож. Данный путепровод является частью трассы М8/Е95, по которой движется транспортный поток от границы России до Украины.
В строительстве объекта участвовало 130 человек, которые трудились в три смены, чтобы сдать мост раньше намеченных сроков.
Стоимость нового моста составила 58 миллионов рублей.
Его протяженность – 544 метра, а в конструкции – 3 тысячи тонн металла. Теперь большегрузы и транзитный транспорт перестанут ездить по городским улицам Гомеля, что позволит значительно уменьшить и без того плотный трафик в областном центре.
Новый мост возвели в непосредственной близости от старого сооружения, причем взрывать его не будут, а демонтируют постепенно.
Не остались обделены вниманием и жители Витебской области. Капитальный ремонт с элементами модернизации пищеблока проведен в учреждении здравоохранения «Докшицкая центральная районная больница». Здание пищеблока было построено в 1989 году и устарело.
В результате ремонта выполнена частичная перепланировка помещений с внутренней отделкой. Помещения пищеблока оснащены необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. Обновлен и внешний облик здания: заменена кровля, оконные и дверные блоки, обустроено крыльцо с ограждением и козырьками, оштукатурены фасады с покраской, а также осуществлены работы по благоустройству территории.
Сегодня одна из главных задач – создать необходимые условия для развития и самореализации белорусской молодежи.
Так, на базе УО «Оршанский государственный механико-экономический колледж» за счет средств областного бюджета проведен капитальный ремонт бывших учебно-производственных мастерских и создан ресурсный центр машиностроительного профиля.
Долгожданный подарок в канун праздника получили жители Гродненской области. В густонаселенном микрорайоне «Индустриальный» г.Лиды к празднику открыли ясли-сад № 41. Для учреждения был разработан индивидуальный современный дизайн, гармонично сочетающий в себе функциональность, удобство, безопасность и эстетику в соответствии с названием учреждения (Государственное учреждение образования «Ясли-сад №41 г.Лиды “Карамелька”»).
В отделке использованы только натуральные материалы: паркетная доска, экологические материалы, деревянная мебель со светлыми фасадами и яркими элементами декора.
Учреждение рассчитано на 230 мест. Предполагается, что будет функционировать 12 групп, одна из которых для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В групповых помещениях для деток создана современная предметно-развивающая среда: разные виды игр, конструкторы, станки для ткачества, материалы для развития творческих способностей, интерактивный стол, раздаточный и демонстрационный материал.
Созданы условия для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: оборудован компьютерный класс, приобретены мультиборд, аудиосистемы для музыкального и актового залов, электронные пианино. Оборудована сенсорная комната.
Беларусь – одна из немногих стран на постсоветском пространстве, где День Октябрьской революции по-прежнему празднуют на государственном уровне без пафоса и лозунгов, но с подарками. Главный смысл – забота о людях и их здоровье.
Поэтому среди объектов, которые в ноябре распахнули двери, – бассейн по ул.Селицкого в г.Минске, предназначенный для оздоровительного плавания и занятий спортом населения. Среди предлагаемых услуг обучение плаванию детей и взрослых, оздоровительное плавание и аквааэробика. Единовременная пропускная способность бассейна 70 челок в смену. Для подготовительных занятий на спортивных тренажерах имеется зал «сухого плавания». Пропускная способность зала – 8 человек в смену.
Для физически ослабленных лиц около каждой чаши бассейна предусмотрены стационарные подъемники для спуска в воду и подъема из воды.
Не обошла традиция и Могилевскую область. После 10 лет ожиданий в г.Осиповичи открылся новый терапевтический корпус районной больницы, который соединен с существующим переходной галереей. Все это время жители одного из самых населенных районов Могилевской области (около 47 тыс.) лечились в старом здании, не приспособленном к такой нагрузке. На некоторые процедуры людям приходилось ездить в другие районы.
С новым корпусом у Осиповичской районной больницы появились и новые возможности: в круглосуточном режиме работает кабинет компьютерной томографии, отделение гемодиализа (ради проведения жизненно необходимой процедуры пациентам с хроническими заболеваниями почек не придется больше ездить три раза в неделю в г.Бобруйск или г.Могилев).
Социально значимый объект оснащен и другим современным высокотехнологическим медицинским оборудованием, в том числе лапароскопической стойкой, эндовидеогастроскопом, колоноскопом, наркозно-дыхательной аппаратурой, ультразвуковыми диагностическими системами, реанимационными модулями, рентгенаппаратами.
Для инвалидов и маломобильных пациентов предусмотрен отдельный вход, на всех этажах – специально оборудованные санузлы, лифтовые кабины с широкими проемами.
Также к празднику после реконструкции жители г.Могилева увидят обновленный родильный дом УЗ «Могилевская городская больница скорой медицинской помощи».
Справочно.
Родильный дом рассчитан на 208 акушерских коек, входит в структуру многопрофильного стационара. Общий коечный фонд учреждения составляет 940 коек, из них 25 клинических отделений, 19 вспомогательных диагностических отделений и кабинетов.
Родильный дом УЗ «Могилевская городская больница скорой медицинской помощи» является перинатальным центром третьего уровня, в котором оказывают качественную акушерско-гинекологическую помощь, в том числе высокотехнологическую женщинам г.Могилева и имеющим тяжелую патологию из всей Могилевской области, а также новорожденным, нуждающимся в интенсивной терапии и реанимации, осуществляют выхаживание новорожденных, в том числе глубоко недоношенных.
Реконструкция родильного дома УЗ «Могилевская городская больница скорой медицинской помощи» велась с января 2013 года за счет средств инвестиционной программы Могилевской области.
Для рожениц организована музыкотерапия, размещены фитболы, шведские стенки, ванны с гидромассажем, позволяющие проводить психопрофилактическое обезболивание родов.
Организованы палаты семейного типа, где в послеродовом периоде может находиться не только родильница с ребенком, но ее партнер. Совместное пребывание матерей с детьми, по желанию с партнером, позволит улучшить эмоционально-психическое состояние женщин в послеродовом периоде. Организованы родильные залы для проведения индивидуальных и партнерских родов.
В Брестской области в городском поселке Телеханы был открыт новый цех по производству пластиковых лыж. Уникальное производство создано по поручению Президента фактически за год. Под новые цели реконструировали историческое здание, где многие годы делали деревянные лыжи. Цех обеспечили самым современным оборудованием от ведущих зарубежных и отечественных производителей. В процессе реализации проекта активное участие принимали ученые НАН Беларуси, БГТУ.
Продукция филиала «Телеханы» рассчитана на массового потребителя и является конкурентоспособной по соотношению цена –качество. Здесь разработано 16 моделей беговых лыж в диапазоне от 1 до 2,1 м. Пока на предприятии планируют производить в месяц 5 тыс. пар лыж. В 2020 году объем производства планируется довести до 50 тыс. пар, а через три года – удвоить.
Таким образом, добрая традиция советских времен «делать подарки народу» переходит из года в год. Президент Беларуси А.Г.Лукашенко убежден, что решение продолжить данную традицию было верным, и страна от этого только выиграла.
Развитие инфраструктуры системы здравоохранения Республики Беларусь
Общая характеристика объектов инфраструктуры здравоохранения
Государственная система здравоохранения Республики Беларусь основана на соблюдении принципов социальной справедливости и доступности медицинской помощи.
Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер с бюджетной системой финансирования здравоохранения. В стране функционирует 1410 организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, в том числе, 19 врачебных амбулаторий, 610 амбулаторий врача общей практики, 2048 фельдшерско-акушерских пунктов и 602 организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, в том числе 13 республиканских научно-практических центров.
Сегодня здравоохранение Республики Беларусь обладает практически всем спектром оказания медицинских услуг, в основном, в государственных медицинских учреждениях, что является гарантом постоянного контроля качества оказываемой медицинской помощи в соответствии с государственными стандартами в области здравоохранения.
Медицинскую помощь оказывают профессионалы самого высокого уровня. В Республике Беларусь на 1 января 2019 года работает в отрасли 308 425 работников, из них медицинских работников 186 278. За последние годы увеличилась обеспеченность специалистами с высшим медицинским образованием и на начало 2019 года составила 55,6 на 10 тыс. населения, что выше, чем в странах Евросоюза (ЕС) – 33,4 и странах Содружества независимых государств (СНГ) – 38,1.
Укомплектованность врачебных должностей в среднем по республике составляет 95,5%, должностей среднего персонала – 97,1%.
Показатель обеспеченности больничными койками краткосрочного пребывания на 10 тыс. населения в Республике Беларусь в 2018 году составил 80,0, что значительно выше, чем в Польше (65,2), Латвии (56,7), Литве (72,6).
Важная роль в оказании медицинской помощи сельскому населению принадлежит районному звену, имеющему в своем составе 107 центральных районных больниц (ЦРБ), 9 районных больниц, 138 центров гигиены и эпидемиологии; районные диспансеры и другие организации. Деятельность этих учреждений охватывает территорию с радиусом обслуживания примерно 40 км с таким расчетом, чтобы в течение одного часа была обеспечена транспортная доступность к любому населенному пункту.
Реализация права граждан на доступное медицинское обслуживание
Равнодоступная медицинская помощь населению республики обеспечивается независимо от социального статуса граждан, величины их доходов и места жительства.
Организации здравоохранения различных уровней работают стабильно, обеспечивая доступность населению всех видов медицинской помощи и лекарственного обеспечения:
осуществляется поэтапный переход к общеврачебной практике с внедрением организации работы участковой службы по принципу «команды» (на сегодняшний день работает 5857 врачей общей практики, в 2020 году планируется 100% переход участковой терапевтической службы к общей врачебной практике);
начата реализация пилотного проекта «Заботливая поликлиника», направленного на создание комфортной среды для пациентов посредством изменения работы регистратуры, четкой маршрутизации пациентов, оптимизации рабочих мест медицинских работников;
обеспечено повсеместное внедрение системы оказания медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом и их доставка в пределах «золотого часа» в стационар для проведения экстренного кардиохирургического вмешательства;
внедряется ранняя диагностика рака и определение противоопухолевого лечения под контролем молекулярно-генетических исследований и лучевых методов диагностики;
осуществляется постоянный контроль за обеспечением онкологических пациентов препаратами, воздействующими прицельно на опухоль, в том числе, посредством освоения производства лекарственных средств отечественными производителями;
выстроена система взаимодействия медицинских служб учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание (домов-интернатов), и территориальных организаций здравоохранения. За каждым из 80 домов-интернатов закреплена территориальная организация здравоохранения, организован системный плановый мониторинг оказания медицинской помощи гражданам.
Ежегодно отмечается значительное повышение доступности и своевременности оказания высокотехнологичной помощи пациентам на принципах безопасность пациента, клиническая эффективность и экономическая целесообразность.
В стране внедрены 6 социальных стандартов в области здравоохранения, которые выполняются:
норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение: в целом по республике минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в 2019 году в расчете на одного жителя определен в размере 567,44 руб.;
норматив обеспеченности врачами первичного звена: врач общей практики, участковый терапевт и педиатр суммарно – 1 врач на 1,3 тыс. жителей;
Справочно.
С 2018 года с целью повышения доступности первичной медицинской помощи введен норматив 1 врач общей практики для взрослого населения на 1500 жителей (он выполнен и составил 1 врач на 1470 жителей).
норматив обеспеченности больничными койками: 9 коек на 1 тыс. жителей областей, 8 коек на 1 тыс. жителей г.Минска;
норматив обеспеченности аптеками: 1 аптека на 8 тыс. жителей;
Справочно.
Во всех агрогородках регионов или на расстоянии не более 10 км от агрогородка имеются организации здравоохранения (структурные подразделения), в которых осуществляется розничная реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.
норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи (далее – СМП);
Справочно.
В районах с населением до 15 тыс. жителей – 2 бригады СМП; 3 бригады СМП – с населением от 15 до 35 тыс. жителей; в районах с населением свыше 35 тыс. жителей – 3 бригады СМП на 35 тыс. жителей и дополнительно 1 бригада на каждые 12 тыс. жителей сверх 35 тыс. жителей; для г.Минска – 1 бригада на 12 000 жителей.
норматив обеспеченности автотранспортом: у всех амбулаторий, участковых больниц и больниц сестринского ухода в достаточном количестве есть автотранспорт.
Равные возможности получения медицинской помощи предоставлены городскому и сельскому населению. За счет рационального использования коечного фонда потребности сельского населения удовлетворены в госпитализации в стационары города. Повышена ответственность городских организаций здравоохранения за оказание медицинской помощи сельскому населению.
Существует выездная форма медицинского обслуживания сельского населения. Выезд бригады специалистов ЦРБ проводится по заранее составленному графику с оповещением населения и с учетом сезонности сельскохозяйственных работ, в отдельных регионах Витебской и Минской областей работают передвижные медицинские комплексы.
Медико-демографические процессы в Республике Беларусь
Стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни являются одной из целей устойчивого развития Республики Беларусь. В 2018 году значение этого показателя по республике в целом составило 74,5 года, в том числе мужчин – 69,2 года, женщин – 79,4 года.
Младенческая смертность снижена до самых низких показателей за всю историю наблюдения (с 4,0 промилле до 2,4 промилле). Республика Беларусь входит в число стран с самым низким уровнем младенческой смертности. Детская смертность уменьшилась с 54,9 до 28,0 на 100 тыс. детского населения.
Степень развития инфраструктуры здравоохранения оказывает большое влияние на жизненный уровень населения, способствует более полному удовлетворению потребностей в медицинских услугах.
Проекты в области инфраструктуры здравоохранения, реализованные в 2019 году, или находящиеся в стадии реализации
В целях дальнейшего совершенствования практико-ориентированной подготовки медицинских кадров, использования без увеличения бюджетных расходов материально-технической базы, учебного, научно-практического и кадрового потенциала многопрофильных организаций здравоохранения, учреждений медицинского образования Министерством здравоохранения принято решение о реализации в 2019–2021 годах пилотного проекта по созданию университетской клиники на базе учреждения здравоохранения «Гродненская областная клиническая больница» (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2018 г. № 886). По результатам реализации пилотного проекта будет проведен всесторонний анализ и внесены предложения по созданию университетских клиник во всех регионах Республики Беларусь.
В 2019 году дальнейшее развитие получили межрайонные и межрегиональные центры медицинской помощи по разным профилям.
Справочно.
С I полугодия текущего года функционируют межрегиональные центры интервенционной кардиологии в г.Новополоцке, г.Мозыре. До конца года будет организована работа такого центра в г. Островец. В 2020 году будут созданы межрегиональные центры интервенционной кардиологии в г.Бобруйске, г.Молодечно и г.Борисове.
В 2019 году запланировано открытие новых межрайонных и межрегиональных центров по оказанию медицинской помощи пациентам с инсультами и черепно-мозговой травмой в УЗ «Кричевская центральная районная больница»; УЗ «Новогрудская центральная районная больница», УЗ «Островецкая центральная районная больница».
В 2019 году ГУ «РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова», совместно с главными управлениями здравоохранения облисполкомов и комитета по здравоохранению Мингорисполкома проводится организационная работа по созданию 6 межрайонных скрининговых (массовых обследований) центров (по 1 в регионе) на базе центральных районных и городских организаций здравоохранения. Планируется, что такие центры начнут работу с 2020 года.
Развитие инфраструктуры системы образования Республики Беларусь
Общая характеристика объектов сферы образования
Важнейшим направлением социальной политики является развитие системы образования. Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования («образование через всю жизнь») и созданы условия для того, чтобы учиться в течение всей жизни.
На 1 января 2019 г. согласно статистическим данным 3803 учреждений реализуют образовательную программу дошкольного образования (из них собственно 2951 учреждение дошкольного образования), функционируют 3035 учреждения общего среднего образования, в том числе 190 учреждений специального образования. Подготовку рабочих и специалистов для социально-экономической сферы осуществляют 131 учреждение профессионально-технического образования (всего 180 учреждений реализуют образовательные программы ПТО), 111 учреждений среднего специального образования (всего 226 учреждений, реализуют образовательные программы ССО) и 51 учреждение высшего образования.
В национальной системе образования и культуры функционирует 691 учреждение дополнительного образования детей и молодежи (284 центра (дворца); 407 детских школ искусств), в которых занимаются 506,9 тыс. учащихся в возрасте 6–18 лет (каждый второй школьник).
Выполнение государственных минимальных социальных стандартов в области образования
Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система минимальных социальных стандартов. В сфере образования к ним относится:
норматив обеспеченности детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования – выполняется с превышением во всех областях и г.Минске и составляет в среднем по республике 97,9%;
норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в школе – выполняется в 100% объеме во всех областях и г.Минске. Такая подготовка ведется на базе детских садов и через другие формы (на дому, при школах и др.);
нормативы расходов на обучение и воспитание в различных типах учреждений образования, установленные в денежном выражении, по республике выполняются с превышением;
норматив обеспечения учащихся персональными компьютерами (1 компьютер на 30 учащихся или не менее 1 компьютерного класса на учреждение) выполняется во всех областях и в г.Минске.
Особое значение для образовательного процесса имеет также создание должной материально-технической базы учреждений образования. Нормативы обеспеченности учащихся общей площадью, спортивными плоскостными сооружениями, зданиями спортивного назначения также выполняются.
Проекты в области инфраструктуры образования, реализованные в 2019 году, или находящиеся в стадии реализации
В соответствии с Планом мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования, утвержденным Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь от 2 июля 2015 г. № 05/209-220 в 2019 году запланировано строительство 10 детских садов на 1880 мест. На 20.09.2019 введено в эксплуатацию 7 садов на 1435 мест.
В соответствии с указанным Планом предусмотрено размещение
4-х детских садов (87 мест) на первых этажах жилых зданий в микрорайонах-новостройках, создание 65 групп кратковременного пребывания (780 мест), открытие 2 семейных детских садов, 2 детских садов частной формы собственности.
Справочно.
В связи с вводом дополнительного количества детских садов увеличился охват детей учреждениями дошкольного образования: детей от 1 года до 3 лет – 44,6 %; от 1 года до 6 лет – 79,5 %; от 3 лет до 6 лет – 96,5 %.
В сравнении с прошлым годом количество воспитанников детских садов увеличилось на 1.5 тыс.
В 2019 году вводятся в строй 8 школ-новостроек на 7288 посадочных мест.
Проведена работа по укреплению материально-технической базы объектов общественного питания учреждений образования (израсходовано более 8 млн. руб.).
В комплексе «Студенческая деревня» введены в эксплуатацию 2 общежитие на 1800 и 1038 мест, построена поликлиника на обслуживание 15000 пациентов. С 01.09.2019 г в деревне проживают более 10 тыс. студентов.
В текущем году вводится в эксплуатацию общежитие Гродненского государственного медицинского университета.
Справочно.
Обеспеченность обучающихся местами в общежитиях по республике составляет: в вузах – 84,7%, колледжах – 96,6%, в профессиональных лицеях – 98,5%.
В целях совершенствования системы выявления и поддержки одаренных учащихся, развития у них интереса к научной, научно-технической и инновационной деятельности, стремления к личностным научным достижениям в Республике Беларусь создана сеть учреждений дополнительного образования детей и молодежи (Центры инновационного и технического творчества), ведется профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка школьников. К 1 января 2021 года в Минске будет создан Национальный детский технопарк, где ежегодно будут обучаться около 2000 человек в условиях специально созданных для учебы, научно-технического творчества и последующего дистанционного сопровождения талантливого ребенка.
Создан Республиканский центр психологической помощи на базе Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», который с сентября 2019 г. начал работу по оказанию практической психологической помощи несовершеннолетним, их законным представителям, педагогическим работникам системы образования.
В Беларуси особое внимание уделяется IT-образованию. Так, брендом Образовательного центра программирования и высоких технологий является IT-Academy, работающая с 2010 года. Ежегодно центр выпускает более 1500 специалистов, для его слушателей разработано более 160 обучающих курсов по 20 IT-направлениям. Обеспечивается возможность пройти некоторые курсы дистанционно.
Филиалы центра работают в Минске, Гродно, Гомеле и Бресте, причем последние два были открыты в 2019 году. В следующем году
IT-Academy начнет работать в Витебске и Могилеве.
Влияние совершенствования инфраструктуры на качество образования
Стабильное финансирование отрасли, последовательное укрепление ее кадрового потенциала и материальной базы позволяют Республике Беларусь по показателям в сфере образования занимать устойчивые позиции в группе наиболее развитых стран мира.
По индексу человеческого развития по показателям в сфере образования Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран мира.
По показателю «Ожидаемая продолжительность обучения» Беларусь имеет значение 15,5 года и занимает 29 место среди 189 стран, по показателю «Средняя продолжительность обучения» – 12,3 года, что соответствует 11 месту.
Уровень грамотности взрослого населения Беларуси составляет 99,6%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения – 98%.
Развитие инфраструктуры культуры в Республике Беларусь
Общая характеристика объектов сферы культуры
Инфраструктура культурной сферы содействует приобщению граждан к культурному наследию, способствует творческой реализации духовного потенциала личности, определяет социально-культурные векторы развития культуры и искусства на ближайшую и отдаленную перспективу.
Поэтому сохранение и совершенствование инфраструктуры культурной сферы – один из приоритетов государственной культурной политики. В Беларуси сохраняется модель управления в сфере культуры, при которой государство является важнейшим субъектом культурной деятельности, основным спонсором и меценатом, гарантом выполнения социальных стандартов.
Наша страна обладает богатейшим историко-культурным, нравственным и интеллектуальным наследием и традициями. Историко-архитектурные памятники, музеи, театрально-концертная сфера, культурно-просветительные учреждения, плеяда талантливых, высокопрофессиональных деятелей искусства, создают все возможности для развития духовной жизни граждан.
По состоянию на сентябрь 2019 г. в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь включено 5574 историко- культурные ценности.
В сфере культуры функционирует более 6 тысяч государственных организаций культуры (более 1,1 тыс. государственных организаций культуры со статусом юридического лица): клубы (2536), публичные библиотеки (2552), музеи (150), театрально-зрелищные организации (49, в том числе 28 театров, 19 концертных организаций, 2 цирка), парки (12), зоопарки (5), методические центры народного творчества (12).
Важным достижением следует считать сохранившуюся и успешно развивающуюся целостную систему образования в сфере культуры. В Беларуси действует трехуровневая система подготовки кадров, включающая 405 детских школ искусств, 20 учреждений среднего специального и 3 учреждения высшего образования.
В государственной киносети функционируют 99 стационарных кинотеатров (125 зрительных залов, из которых 103 оснащены проекционным оборудованием в цифровом формате 3D). Кинообслуживание в сельской местности обеспечивают 616 видеопроекционных установок (в том числе, в мобильном варианте).
Совершенствование работы районных и сельских учреждений культуры
В целях реализации потенциала белорусского культурного ландшафта и вовлечения его в туристический оборот, в процессе совершенствования структуры сети созданы современные центры культуры и услуг, в том числе путем реорганизации районных и сельских учреждений культуры, развития нестационарных форм обслуживания жителей малонаселенных пунктов, создания организаций культуры смешанного тина, иных многофункциональных учреждений культуры.
Справочно.
Например, государственное учреждение культуры «Гродненский районный культурно-информационный центр», государственное учреждение культуры смешанного типа «Республиканский центр национальных культур» и др.
Культурное обслуживание сельских населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры, осуществляют 106 автоклубов.
Согласно данным комплексного мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, зафиксирован ряд позитивных явлений культурной жизни Беларуси, связанные с развитием инфраструктуры. Во-первых, увеличилась численность площадок креативного сектора (культурных хабов, центров, арт-пространств и т.д.), улучшились условия деятельности для ремесленников и музейных (галерейных) пространств. Во-вторых, зафиксирован рост количества культурных проектов и инициатив, а также производимой в стране культурной продукции. В-третьих, получили развитие инклюзивные практики, предлагаемых учреждениями культуры для разных групп населения. Одним из приоритетных направлений в работе сельских учреждений определена работа с пожилым населением.
Развитие инфраструктуры культурной сферы позитивно сказывается на возрастании числа региональных и общенациональных культурных событий. Новое дыхание приобрели имиджевые проекты в сельских населенных пунктах – праздники деревень.
Динамично развивается сфера профессионального искусства. Постоянно увеличивается число показов спектаклей, количество посещений театров, успешно реализуются уже зарекомендовавшие себя международные театральные фестивали и форумы.
Справочно.
Более 15 тыс. в год мероприятий театрально-зрелищных организаций, показов концертов – более 7,3 тыс. в год.
Активно развиваются клубная деятельность и народное творчество. С участием клубных формирований проводится более 120 тыс. концертов и спектаклей, более 45 тыс. театрализованных народных праздников и обрядов, более 40 тыс. выставок произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Наметились положительные тенденции в работе Национальной киностудии «Беларусьфильм»: утверждена «дорожная карта» развития киностудии, обеспечено увеличение доли фильмов белорусского производства в государственной киносети. Значимым событием в сфере кинематографии стало проведение Республиканского конкурса «Национальная кинопремия Беларуси».
Текущий период отмечен существенными достижениями в информатизации сферы культуры. В Национальной библиотеке Беларуси созданы цифровые коллекции, сводный электронный каталог библиотек Беларуси, который в настоящее время насчитывает около 5,0 млн. записей, сформирована система корпоративной каталогизации библиотек Беларуси, функционирует виртуальный читальный зал, обеспечивающий удаленным пользователям доступ к электронным информационным ресурсам.
Справочно.
Полностью компьютеризированы библиотеки г.Минска и Гродненской области. По республике этот показатель составляет 87,5%.
В большинстве музеев Беларуси внедрена автоматизированная музейная учетно-фондовая система «АМС-5». В музеях страны внедряются различные мультимедиа технологии (аудиогиды, информационные мультимедийные панели, «зоны погружения» с направленными звуковыми потоками, ЗD-инсталляции, зоны просмотра кино и др.). Все театрально-зрелищные организации оснащены компьютерами. Выход в сеть интернет и собственные сайты имеют практически все театры и большинство концертных организаций. Важным аспектом информационной деятельности театрально-зрелищных организаций является внедрение специализированных билетно-информационных систем (компьютерная билетная система «Билетный Центр», порталы «Квiткi.bу» и «Ticketpro»).
Выполнение государственных минимальных социальных стандартов в области культуры
Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах, в том числе, и в области культуры: норматив обеспеченности расходов на культуру в расчете на одного человека (1,3 базовой величины за счет бюджетного финансирования);
норматив обеспеченности агрогородков государственными учреждениями культуры – клубным учреждением (не менее одного учреждения), библиотекой (не менее одной библиотеки), киновидеообслуживанием (100%).
Использование услуг, предоставляемых организациями культуры смешанного типа, позволит обеспечить рациональное использование бюджетных средств, комплексно оказывать сельскому населению агрогородков необходимый спектр услуг по организации культурного отдыха населения, библиотечному, информационному, справочно-библиографическому обслуживанию.
Таким образом, сформированная система государственных социальных стандартов в области культуры обеспечивает, прежде всего, права на участие граждан в культурной жизни, гарантированные действующей Конституцией Республики Беларусь.
Проекты в области инфраструктуры культуры, реализованные в 2019 году, или находящиеся в стадии реализации
Задача государства сегодня – завершить уже начатые масштабные проекты, которые позволят этим объектам встать в один ряд с уже всемирно известными миру белорусскими архитектурными жемчужинами.
Среди объектов, введенных в эксплуатацию в 2019 году, можно назвать Северо-восточную башню Лидского замка, памятник К.С.Заслонову, объекты Брестской крепости, английский парк с прудом и китайскую беседку музея-усадьбы композитора Михала Клеофаса Огинского и др.
В текущем году ремонтно-реставрационные работы на значимых исторических объектах продолжаются. Среди них можно назвать следующие культурно-исторические памятники:
братский корпус и колокольня Свято-Успенского Жировичского мужского монастыря. Здесь будет также установлен памятник одному из настоятелей монастыря, преподобному Серафиму архимандриту Жировичскому;
Справочно.
Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь расположен в агрогородке Жировичи Слонимского района Гродненской области. Является одним из главных центров белорусского Православия и крупнейшим в стране архитектурным ансамблей XVII—XVIII веков. Весной следующего года монастырь отметит свое 500-летие. Юбилейным этот год станет и для чудотворной реликвии обители – Жировичской иконы Божией Матери. В 2020-м году отметят 550-летие обретения Жировичской иконы.
родовое имение Наполеона Орды в урочище Красный Двор Ивановского района, образец материально-духовной культуры Западного Полесья конца XVIII – начало XIX столетия;
реконструкция бывшего дворцового комплекса рода Сапег в г.п.Ружаны Пружанского района;
«Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости», который планируется завершить к 75-летию Великой Победы (реализуется проект Союзного государства);
реставрация Спасо-Преображенской церкви в г.Полоцке, храм является историко-культурной ценностью «0» («нулевой») категории, предложенной для включения в Список мирового наследия ЮНЕСКО;
реставрация часовни князей Паскевичей, памятник истории и архитектуры XIX века, а также комплекса бывшего коллегиума иезуитов в аг.Юровичи Калинковичского района;
реставрация и реконструкции Старого замка в г.Гродно, одного из самых древних памятников архитектуры в Беларуси, входящего в комплекс оборонительных сооружений, культовых и светских зданий XI–XIX веков. Первую очередь объекта планируется ввести в эксплуатацию в 2020 году. Продолжаются работы по реставрации и реконструкции Гольшанского (Ошмянский район) и Лидского замков;
реконструкции дворцово-паркового комплекса в д. Святск Гродненского района, где запланировано создание туристического объекта ОАО «Санаторий «Озерный»;
реставрационные работы в костеле Тела Господня (Фарный) (г.Несвиж) из состава комплекса бывшего монастыря иезуитов XVI–XIX вв., включен в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО;
реставрационные работы в Успенском монастыре (д.Пустынки, Мстиславский район), памятнике архитектуры XVIII–XIX веков.
По итогам 2019 года планируется открытие музейных экспозиций в Северной башне Гольшанского замка.
В г.Минске формируется единый музейный квартал Национального художественного музея Республики Беларусь. Разработано архитектурно-художественное решение экспозиции Национального исторического музея в новом здании.
Развитие инфраструктуры в области физической культуры и спорта в Республике Беларусь
Общая характеристика спортивных и туристических объектов
Здоровье людей, развитие физической культуры, спорта и туризма провозглашены в Беларуси важными направлениями социальной политики. Вопросы их организации и обеспечения находятся в центре постоянного внимания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Справочно.
Сегодня в республике насчитывается около 23,3 тыс. физкультурно-спортивных сооружений, в том числе: 134 стадиона, 52 манежа, 4507 спортивных залов, 604 спортивных тира, 93 спортивные трассы, 38 ледовых арен, 1759 мини-футбольных площадок, 2012 баскетбольных, 2763 волейбольных, 1009 плавательных бассейнов. Из них в сельских населенных пунктах – около 8 тыс. физкультурно-спортивных сооружений.
Физкультурное движение с каждым годом набирает силу. Активными занятиями физической культурой и спортом
в республике занимается 2,3 млн. человек, в том числе 946 тыс. – взрослое население, 1,4 млн. – дети и подростки.
Ежегодно в Беларуси для поклонников здорового образа жизни проводится порядка 22 тыс. спортивных мероприятий различного уровня – от районных и городских чемпионатов, отраслевых первенств до республиканских состязаний, таких как «Белорусская лыжня», «Минский полумарафон», рождественский турнир среди любителей хоккея на приз Президента Беларуси и др. Для обеспечения их надлежащего проведения, в целях развития детско-юношеского резерва, спорта высших достижений и массового спорта в Беларуси создана и продолжает развиваться материально-техническая база спорта.
Для обеспечения физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в городах и районах функционирует 143 городских, районных физкультурно-оздоровительных центра, центра физкультурно-оздоровительной работы, физкультурно-спортивных клуба.
Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства.
Справочно.
Потенциал туристической индустрии Республики Беларусь сегодня характеризуется следующими показателями: санаторно-курортные и оздоровительные организации – 490 единиц (общая вместимость 40903 человек); гостиницы и аналогичные средства размещения – 587 (вместимость 38444 человек); дома охотника и рыболова – 196 единиц; агро-усадьбы – 2473 единиц.
В Беларуси реализуется ряд госпрограмм, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны. Так, Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016 – 2020 годы направлена на формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада туризма в развитие национальной экономики.
Активно разрабатываются зеленые маршруты, создаваемые вдоль естественных зеленых коридоров, долин рек, исторических торговых путей и старых железных дорог.
Минспортом совместно с Национальным агентством по туризму продолжается работа по подготовке экскурсоводов и гидов-переводчиков. В настоящее время аттестовано 892 экскурсовода и 229 гидов-переводчиков (из них в разрезе языков: английский язык – 107, польский язык – 31, немецкий – 26, китайский язык – 21, итальянский язык – 20, французский язык – 18, испанский язык – 7, турецкий язык – 5, японский язык – 2).
Ведется работа по обновлению и созданию новых экскурсий.
Руководством страны перед Министерством спорта и туризма, другими заинтересованными органами поставлена задача максимально использовать имеющийся туристический потенциал нашей страны.
Проекты в области инфраструктуры физической культуры и спорта, реализованные в 2019 году, или находящиеся в стадии реализации
В разрезе регионов характеристика объектов спортивной инфраструктуры, введенные в эксплуатацию в 2019 году, выглядит следующим образом.
Брестская область: введена в строй биатлонная лыжероллерная трасса (аг.Мир, Барановичский район);
Витебская область: введен в эксплуатацию центр по прыжкам на батуте, который будет носить имя прославленного витебского тренера Валерия Вагеля, а также сдана ледовая тренировочная площадка (г.Новополоцк). Запланировано строительство крытого футбольного манежа (г.Витебск).
Гомельская область: введен в эксплуатацию биатлонный комплекс «Сож». Выполнены реконструкция и капитальный ремонт спортивного комплекса в г.Житковичи, физкультурно-оздоровительного комплекса в г.п.Брагине. В рамках благоустройства районных центров выполнены реконструкция и капитальный ремонт стадионов в городах Буда-Кошелево, Ельск, Рогачев, Ветка, Житковичи, Брагин. С августа 2019 г. в Гомеле заработала лыжероллерная трасса – один из проектов, который реализован по поручению Главы государства.
Гродненская область: в сентябре 2019 г. в областном центре введено в эксплуатацию общежитие специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по футболу «Неман». В г.Щучине осуществляется реконструкция городского стадиона «Олимп»;
Минская область: в текущем году начат капитальный ремонт зала борьбы (Старые Дороги) и проектирование объекта «Тренировочная ледовая арена» (г. Борисов).
Могилевская область: завершена реконструкция крытых теннисных кортов, принадлежащих физкультурно-спортивному клубу (г.Могилев), а также спортивного комплекса (г.Быхов) и бассейна (г.Глуск). В областном центре ведется строительство воздухоопорного футбольного манежа и 50-и метрового бассейна, а также строительство биатлонного стрельбища и лыжероллерной трассы (г.Чаусы). Руководство региона реализует задачу оборудования в кварталах и дворах жилой застройки спортивных площадок, оснащенных спортивным инвентарем для подростков и взрослого населения.
Минск: сданы в эксплуатацию спортивный комплекс для игровых видов Белорусской федерации гандбола и физкультурно-спортивный комплекс «Олимпик-арена».
В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь с 2018 года по настоящее время реализуется социальный проект «Bonfesto – детям», который предусматривает укладку мини-футбольных площадок (20х40 м). На сегодняшний день в рамках проекта уложено 18 мини-футбольных площадок.
****
В заключение необходимо подчеркнуть, что А.Г.Лукашенко отметил: «Задача по сокращению разрыва в уровне и качестве жизни стоит не один год, однако ее активного решения пока не наблюдается. Правительство не должно отстраняться от этой проблемы. Решать ее необходимо централизованно».
«Правительству, председателям облисполкомов даю два года на реализацию этих программ. Должен быть результат, который в первую очередь почувствуют наши люди», – поставил задачу Глава государства.
Материал подготовлен
Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе
сведений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Повышение энергоэффективности многоквартирного жилого дома – это мероприятия, направленные на эффективное и рациональное использование тепловой энергии в многоквартирном жилом доме.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в октябре 2017 г. на республиканском семинаре «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» поручил решить вопрос тепловой модернизации жилых домов. «Если люди хотят сделать утепление большим по объему, чем положено, то посчитайте и сделайте за их же деньги. Чтобы не было накладно, договоритесь со строителями, производителями утеплителя и дайте рассрочку. Это тоже значительная экономия».
В соответствии с данным поручением разработан и принят Указ Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов».
Впервые в республике появился нормативный правовой акт, предоставляющий гражданам поддержку в их желании снизить потребление тепла, увеличить энергоэффективность жилого дома, повысив, тем самым, комфортность проживания.
Справочно.
Когда-то символ советского архитектурного минимализма – типовые панельные или кирпичные многоквартирные жилые дома с малогабаритными квартирами, прозванные в народе «хрущевками», – дал многим семьям шанс на хоть и небольшую, но собственную отдельную квартиру с удобствами.
Уже в 70-х, во времена «панельного бума», жилые здания массово строили «по-новому», скорость ставилась во главу угла, энергоносители были относительно недорогими, показатели энергопотребления – второстепенными. Со временем выяснилось, что эти дома обладают высоким запасом прочности, который позволяет им оставаться востребованными на рынке жилья и сегодня. Людей привлекает также и то, что старые дома расположены в уютных зеленых районах с развитой инфраструктурой и, как правило, недалеко от центра города.
Однако со временем эти дома изнашиваются, теряют привлекательный внешний вид, и встает вопрос – как такие дома можно модернизировать наилучшим образом, чтобы они смогли прослужить еще как минимум нескольким поколениям собственников. Кроме того, все более очевидным становится один из первостепенных недостатков старого жилфонда – повышенное потребление тепловой энергии по сравнению с новыми зданиями.
Повышение энергоэффективности объектов коммунальной теплоэнергетики
Услуга теплоснабжения является одной из основных жилищно-коммунальных услуг. Ее оказание отличается высокой энергоемкостью, технической сложностью и затратностью.
Глава государства, выступая на республиканском семинаре, отметил, что «это не только одна из наиболее важных жилищно-коммунальных услуг, но и самая дорогая. Более 30 процентов от суммы жировки зимой – на отопление и подогрев воды. Здесь имеются огромные резервы для экономии».
За последнее десятилетие в коммунальной тепловой энергетике произошли существенные изменения.
Благодаря системной работе и вложенным инвестициям, организациями жилищно-коммунального хозяйства (далее – организации ЖКХ) обеспечено стабильное и надежное теплоснабжение жилья, других потребителей. Имеется достаточно мощностей, как в городах, так и на селе, которые поддерживаются в технически исправном состоянии, что позволяет не допускать возникновения чрезвычайных ситуаций в отопительный период и повсеместно обеспечивать выполнение нормативов социальных стандартов по отоплению и горячему водоснабжению.
Проведена большая работа по модернизации котельного хозяйства, направленная, в первую очередь, на перевод его на использование местных видов топлива (далее – МВТ) и снижение потребления природного газа, а также себестоимости тепла. Результатом данной работы стал ввод в эксплуатацию 858,0 МВт мощностей на МВТ на 293 котельных организаций ЖКХ.
Справочно.
Доля энергоисточников в системе ЖКХ, работающих на МВТ, на сегодняшний день составляет 72% от их общего количества, а доля МВТ в общем топливном балансе в 2018 году выросла до 41,0%.
Повсеместное оснащение жилищного фонда и других потребителей приборами учета расхода тепловой энергии поставило надежный заслон возможности «списать» на население сверхнормативные потери тепловой энергии при ее транспортировке и послужило стимулом к ускорению работ по замене тепловых сетей, отслуживших положенные сроки.
Работа по замене тепловых сетей в объемах не менее норматива (4% от протяженности) носит системный характер.
Справочно.
За последние 10 лет организациями ЖКХ заменено 7 300 км тепловых сетей. В среднем в год меняется около 730 км сетей или 4,8% от общей протяженности. При этом уже 64% тепловых сетей проложено с использованием предизолированных труб.
Кроме надежности теплоснабжения замена тепловых сетей обеспечивает существенное снижение затрат и экономию топливно-энергетических ресурсов. Так, потери тепловой энергии при ее транспортировке за период с 2010 по 2018 год снижены в 2 раза и составляют 10 процентов.
Важным направлением повышения энергоэффективности жилых домов является тепловая модернизация
Тепловая модернизация – это проведение комплекса энергоэффективных мер, которые позволяют вывести здание на новый уровень тепловой защиты и снизить энергопотребление.
Справочно.
Многоквартирные жилые дома, построенные до 1996 года, составляют более 80% жилого фонда в стране. Они потребляют тепловой энергии в среднем примерно в два раза больше по сравнению с современными жилыми зданиями, стандарты теплоизоляции которых аналогичны действующим в странах ЕС. Большинство квартир в таких домах также не оснащены приборами индивидуального учета тепловой энергии и термостатическими регуляторами. Жильцы не могут самостоятельно регулировать температуру в комнатах, и это приводит к ненужному расходу тепловой энергии, особенно в относительно теплые месяцы отопительного сезона.
Еще вчера утепление фасада жилого дома, замена батарей и другие энергоэффективные мероприятия оплачивались гражданами из личного кошелька. Так как подобные мероприятия не из дешевых, не все желающие могли позволить себе такую возможность. Теперь все изменилось: утеплить дом, установить счетчики тепла, заменить систему отопления можно, воспользовавшись положениями Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов» (далее – Указ), который устанавливает механизм снижения теплопотребления жилого дома, позволяет повысить комфортность проживания граждан и предоставляет гражданам финансовую поддержку.
В настоящее время 94% жилищного фонда республики находится в частной собственности у граждан (приватизировано), что накладывает на них определенные обязанности в части финансирования эксплуатации, содержания, ремонта своего жилого дома.
Справочно.
В соответствии со статьей 166 Жилищного Кодекса Республики Беларусь, участник совместного домовладения обязан нести расходы по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту) общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на это имущество, если иное не установлено законодательством.
Основные положения Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов»
Указом предусмотрено, что граждане добровольно принимают решение об участи в энергоэффективных мероприятий. Для принятия решения о проведении энергоэффективных мероприятий на общем собрании участников совместного домовладения (далее – общее собрание) необходимо согласие квалифицированного большинства (более двух третей) собственников от их общего количества. Каждый участник совместного домовладения на общем собрании обладает количеством голосов, пропорциональным размеру его доли в праве собственности на общее имущество совместного домовладения.
Решение, принятое на общем собрании, является обязательным для исполнения всеми собственниками.
При принятии решения, собственники сами выбирают необходимые энергоэффективные мероприятия из предлагаемого перечня.
Инициаторами проведения общего собрания могут выступать:
собственники, обладающие не менее чем одной четвертью голосов от их общего количества;
организации собственников (товарищества собственников и организации застройщиков);
местный исполнительный и распорядительный орган и (или) уполномоченная ими организация;
уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения.
Указом установлено, что все работы по реализации энергоэффективных мероприятий выполняются за счет бюджетных средств, а граждане (собственники) возмещают затраты только после их реализации.
Размер возмещения определяется пропорционально доле каждого собственника в общей площади жилых или нежилых помещений.
В качестве финансовой поддержки государство будет финансировать 50 и более процентов затрат собственников жилых помещений, а на платежи собственников жилья предоставит срок рассрочку на 10 лет.
Другими словами, государство выполнит все работы за счет бюджетных средств, и после этого часть стоимости мероприятий (до 50 %) распределит между гражданами на 10 лет равными ежемесячными платежами. При этом плата собственников будет учтена при расчете безналичных жилищных субсидий.
Если плата за потребленные жилищно-коммунальные услуги с учетом платы за реализацию энергоэффективных мероприятий в конкретной семье будет превышать определенную долю в их совокупном доходе (20% в городе или 15% в сельской местности), размер этого превышения, в пределах установленных норм, также оплатит государство.
Справочно.
Например, пенсия одинокого гражданина, проживающего в городе в двухкомнатной квартире, составляет 350 рублей в месяц. Плата за потребленные жилищно-коммунальные услуги (с учетом отопления) составляет 65 рублей и ежемесячная плата за реализацию энергоэффективных мероприятий – 20 рублей (итого 85 рублей). В этом случае, гражданину будет предоставлена безналичная жилищная субсидия в размере 15 рублей на реализацию энергоэффективных мероприятий.
Дополнительно Указом предусмотрено увеличение рассрочки платежа до 15 лет социально уязвимым слоям населения.
Справочно.
К таким гражданам будут относиться:
- граждане, у которых среднедушевой доход не превышает величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;
- инвалиды и неработающие пенсионеры, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, проживающие одни либо только с инвалидами или неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста;
- многодетные семьи;
- семьи, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
- семьи, в которых оба или один из родителей являются инвалидами I или II группы.