Ежегодно в стране при обслуживании колес, шины которых находились под давлением воздуха, получают тяжелые травмы до двадцати человек. Некоторые несчастные случаи заканчиваются трагически. В чём причина данных происшествий?
Как показывают специальные расследования, главная причина этого – непонимание работником опасности и, соответственно, непринятие надлежащих мер безопасности. В правилах охраны труда прямо установлено, что снимать со ступицы колесо с разборными ободьями, когда шина находится под давлением, не допускается. Однако, большинство несчастных случаев происходят при игнорировании данного требования.
Мастер или другое должностное лицо выдает задание водителю или слесарю по ремонту автомобилей заменить колесо. Работник, не сняв давление в шине, начинает снимать колесо и в это время происходит самопроизвольный демонтаж с вылетом замочного и бортового колец, а порой и фрагментов разрушившегося обода. При опросе потерпевшего, если он остается жив, выясняется, что он ранее, снимая колесо, никогда воздух не выпускал, так как «просто не мог представить, что колесо может выстрелить».
Даже если на первый взгляд шина великолепно сидит на колесе и идеально смонтирована, опасность кроется в возможных коррозийнных разрушениях обода. Как правило, обод «прогнивает» у канавки, на которую монтируется замочное кольцо. Это самое тонкое место в ободе.
Шиномонтажным работам, обслуживанию колес, шины которых находятся под давлением, необходимо уделять особое внимание всем руководителям соответствующих работ. При постановке задачи по снятию колеса с разборными ободьями со ступицы автомобиля руководителю работ необходимо напомнить работнику о снятии давления в шине, а лучше непосредственно убедиться, что это требование он выполнил.