Информационное письмо Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (ГОСПРОМНАДЗОР) «О случаях аварийности и травматизма при эксплуатации грузоподъемных кранов за семь месяцев 2015 года»
В течение семи месяцев 2015 года на предприятиях (организациях) Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 5 несчастных случаев, в том числе 1 со смертельным исходом, 2 инцидента и 1 авария.
Анализ материалов расследований несчастных случаев, аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, показывает, что причины большинства из них носят организационный характер:
- допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков персонала, не имеющего соответствующей выполняемой работе квалификации;
- назначение специалистами, отвечающими за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и безопасные условия их эксплуатации, работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности;
- невыполнение должностными лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами, по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
- нарушения машинистами кранов требований безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки груза, при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием), при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика.
Вместе с тем имеют место происшествия, причинами которых явились умышленное выведение из строя приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов, а также неудовлетворительное техническое состояние подъемных сооружений.
Несчастные случаи
12.01.2015 при разгрузке автотранспорта на объекте строительства на территории ОАО «Мозырский НПЗ» был тяжело травмирован монтажник строительных конструкций филиала СМУ «Белэнергомонтаж» РУП «Белэнергострой».
Травма произошла при выгрузке стопки металлических листов из полуприцепа автомобиля с помощью стрелового самоходного крана ДЭК-321. Монтажник предприятия, не имеющий профессии «стропальщик», осуществил строповку груза и не покинул кузов автомобиля. Перемещаемым грузом его стало прижимать к заднему борту. Пытаясь отвести груз от себя, монтажник получил травму кисти правой руки.
Причины несчастного случая:
- невыполнение должностным лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ кранами в соответствии с технологическими регламентами и допуск к обслуживанию крана в качестве стропальщика работника, не обученного профессии «стропальщик», отсутствие контроля за выполнением крановщиком и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
- нарушение машинистом крана требований безопасности, выразившееся в осуществлении работ по разгрузке автомобиля при нахождении людей в кузове, при выполнении строповки груза лицом, не имеющим удостоверения стропальщика.
12.01.2015 на строительстве многоквартирного жилого дома в г.Могилеве падающими с поддона кирпичами, подаваемыми башенным краном КБМ-401П, принадлежащим ОАО «Могилевский домостроительный комбинат», на 7-й этаж строящегося здания, был тяжело травмирован подсобный рабочий указанного предприятия.
В ходе расследования установлено, что грузоподъемный кран эксплуатировался без разрешения на пуск в работу после монтажа, вызванного установкой на новом месте. Лицом, ответственным за безопасное производство работ краном, был назначен работник, не прошедший соответствующего обучения и проверки знаний. Проект производства работ не предусматривал применение специальных приемных площадок или специальных приспособлений в целях предупреждения опасности падения грузов с высоты при перемещении их грузоподъемным краном.
Данный несчастный случай не имеет причин технического характера. Основными причинами явились:
- подъем и перемещение мелкоштучных грузов (поддона с кирпичами) в отсутствие специальной тары, исключающей возможность выпадения отдельных грузов, а также подача груза на плиту балкона 7-го этажа строящегося здания без специальной приемной площадки;
- нахождение людей в опасной зоне работы крана.
26.04.2015 был тяжело травмирован слесарь-ремонтник завода КПД филиала ОАО «Строительно-монтажный трест № 16 г.Новополоцк».
Несчастный случай произошел во время разборки формы вентблоков, производившейся с помощью мостового крана. При подъеме промежуточного борта формы из-за его заклинивания оборвался используемый для производства работ двухпетлевой строп. Груз упал на ноги слесаря-ремонтника, не покинувшего опасную зону работы крана.
Основные причины несчастного случая:
- несоблюдение технологического регламента производства погрузочно-разгрузочных работ;
- нахождение людей в опасной зоне работы крана.
10.07.2015 на участке механической обработки ОАО «Бобруйскиймашиностроительный завод» при производстве работ мостовым краном КМ-20/5 в результате разрыва грузового каната механизма дополнительного подъема произошло падение груза вместе с оборвавшейся крюковой подвеской. Падающей крюковой подвеской с грузом был тяжело травмирован обрубщик предприятия.
Разрыв каната был вызван ударом крюковой подвески о металлоконструкции крана из-за неработающего ограничителя механизма подъема груза.
Вместе с тем в ходе расследования установлено, что эксплуатация грузоподъемного крана осуществлялась с многочисленными нарушениями требований безопасности, а именно:
- производство работ краном при нахождении людей в опасной зоне;
- при наличии зон, обслуживаемых краном, не просматриваемых из кабины крановщика, а также при отсутствии между крановщиком и стропальщиком радио- и телефонной связи не был назначен сигнальщик для передачи сигналов крановщику;
- не были разработаны схемы строповки перемещаемых грузов;
- в отсутствие схем строповки перемещение грузов производилось без разрешения и присутствия лица, ответственного за безопасное производство работ краном;
- при эксплуатации мостовых кранов на предприятии не применяется марочная система.
26.07.2015 при эксплуатации автомобильного крана КС-3562Б, принадлежащего СПК «Макаровцы», в результате поражения электрическим током погиб машинист крана.
В ходе расследования установлено, что погибший самовольно, без наряда-допуска, в отсутствие лица, ответственного за безопасное производство работ краном, без разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи, установил кран для работы в охранной зоне воздушной линии электропередачи, умышленно вывел из строя прибор безопасности крана ОНК-140-26М (установил деревянную рейку, блокирующую работу электрогидроклапана, отключающего работу механизмов крана при наличии опасного напряжения).
При подъеме стрелы произошло касание оголовком стрелы крайнего провода ЛЭП. Под воздействием электрического тока конструкции крана нагрелись, лопнули шины, загорелись деревянные подкладки, уложенные на неповоротной раме под кабиной машиниста. Крановщик, не опуская стрелу, вышел из кабины крана и, коснувшись земли, был поражен электрическим током.
В ходе расследования нарушений требований норм и правил в области промышленной безопасности со стороны руководства предприятия и ответственных специалистов не установлено. Происшествие не имеет причин технического характера и связано с противоправными действиями потерпевшего.
Авария
23.03.2015 на опасном производственном объекте Ельского леспромхоза, который является филиалом ГП «Мозырский ДОК», при погрузке в железнодорожный полувагон пиломатериалов отработавшим нормативный срок службы башенным краном КБ-572А, 1986 г.в., произошло разрушение соединения корневой и промежуточной секции стрелы, что привело к ее (секции стрелы) падению.
Основные причины аварии: формальное проведение главным инженером предприятия частичного технического освидетельствования крана и выдача разрешения на его дальнейшую эксплуатацию при наличии трещин в металлоконструкциях и сварных соединениях и других неисправностей (отсутствие концевого выключателя ограничения сматывания грузового каната с барабана грузовой лебедки; наличие трещин в накладках тормоза грузовой лебедки, подходящих к отверстиям под заклепки; отключенных от электрической цепи тормоза одного из двух механизмов поворота крана, одного тормоза механизма передвижения крана).
Инциденты
31.01.2015 при перемещении бадьи с бетоном массой около 2-х тонн произошло опрокидывание автокрана КС-55727-7, принадлежащего филиалу «Передвижная механизированная колонна №17» ОАО «Полесьежилстрой» (г. Брест).
Причины инцидента:
- умышленное отключение прибора безопасности машинистом крана, что позволяло работать крану с превышением грузовых характеристик;
- использование неинвентарного деревянного щита и стопки арматурных сеток в качестве подкладок под опору крана, чем нарушены требования безопасности по установке грузоподъемных кранов.
21.02.2015 на строительном объекте, расположенном на территории ОАО «Мозырский НПЗ», при перемещении (без груза) стрелы гусеничного крана МКГС-100, принадлежащего ОАО «Союзпроммонтаж» (г. Гродно), произошло запрокидывание гуська и стрелы на находящуюся в непосредственной близости эстакаду.
Причины инцидента:
- самовольное проникновение в кабину крана работника, не имеющего допуска к управлению кранами данного типа, и его ошибочные действия при выполнении манипуляций по отводу стрелы крана в сторону;
- невыполнение должностным лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, обязанностей по недопущению к управлению краном работника, не имеющего прямого отношения к выполняемой работе.
В соответствии с задачами и функциями, возложенными на Госпромнадзор, в целях профилактики и недопущения случаев травматизма и аварийности при эксплуатации грузоподъемных кранов, министерствам и ведомствам предложено обязать руководителей подведомственных предприятий:
организовать:
- информирование трудовых коллективов об обстоятельствах и причинах происшествий, произошедших при эксплуатации грузоподъемных кранов;
- проведение внеплановых инструктажей с машинистами кранов и стропальщиками;
- контроль (надзор) за соблюдением требований промышленной безопасности на потенциально опасных объектах, на которых используются грузоподъемные краны, с рассмотрением результатов контроля (надзора) на производственных совещаниях с участием представителей Госпромнадзора (при необходимости);
обеспечить:
- разработку проектов производства работ, других технологических регламентов в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и наличие их в местах производства работ кранами;
- издание приказов, регламентирующих порядок организации производства работ кранами вблизи линий электропередач, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих;
- неукоснительное соблюдение специалистами и персоналом требований должностных инструкций, проектов производства работ и других технологических регламентов, устанавливающих требования безопасности при производстве работ кранами;
- проведение медицинского осмотра (освидетельствования) на предмет нахождения работников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- постоянный контроль технического состояния грузоподъемных кранов и содержание их в исправном состоянии, обращая особое внимание на исправность и соответствие настроек приборов безопасности указаниям эксплуатационной документации;
- исключить эксплуатацию грузоподъемных кранов:
- при наличии неисправностей (трещин, деформаций в расчетных металлоконструкциях, неисправностей приборов и устройств безопасности, тормозов, канатов и их креплений и т.п.);
- не прошедших техническое освидетельствование;
- не получивших в установленном порядке допуск к эксплуатации;
- при отсутствии обученных и аттестованных в установленном порядке ответственных специалистов и (или) персонала;
исключить:
- нахождение людей в кузове или кабине автомашины, в полувагонах при подъеме и опускании грузов кранами;
- нахождение работников, не имеющих прямого отношения к производству работ с использованием грузоподъемных кранов, в опасной зоне работы кранов при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.