Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

Об использовании кассового оборудования и иного оборудования при приеме средств платежа
(комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»)

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление) внесен ряд изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» и утвержденное этим постановлением Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (далее – постановление № 924/16, Положение).

В целях реализации мер, направленных на увеличение доли безналичных расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, постановлением:

сокращается перечень случаев, при которых юридические лица и

индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов;

расширяется перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать платежные терминалы, определенный приложением 11 к постановлению № 924/16.

Так, постановлением предусматривается исключение из пункта 35

Положения подпунктов 35.5, 35.7, 35.11, 35.12, 35.16 и 35.17 и, соответственно, вводится обязанность использовать кассовое оборудование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в следующих случаях:

осуществление разносной торговли;

оказание услуг и продажи товаров (за исключением алкогольных

напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных,

межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;

оказание на дому услуг, а также осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;

выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности;

оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования,

хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более одного человека в одну смену;

осуществление розничной торговли товарами в объектах бытового

обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников не более одного.

С целью расширения возможности осуществлять расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги с помощью банковских платежных карточек и (или) иных платежных инструментов, а также увеличения доли безналичных расчетов постановлением предусматривается расширение перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать платежные терминалы (приложение 11 к постановлению № 924/16), путем включения в указанный перечень следующих объектов (видов деятельности):

разносная торговля;

оказание услуг и продажа в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;

осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами

почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;

выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места

осуществления деятельности;

автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси);

объекты бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более

одного человека в смену;

оказание от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.

Справочно. Платежный терминал – программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.

Таким образом, включение предусматриваемых проектом постановления объектов (видов деятельности) в приложение 11 к постановлению № 924/16 не подразумевает обязательное приобретение и использование карточного платежного терминала и, следовательно, не

повлечет значительных расходов для субъектов хозяйствования, поскольку выполнение предлагаемой обязанности предполагает возможность использования в том числе программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи (например, приложение «Оплати», установка программного обеспечения банка на смартфон для возможности приема платежей с использованием банковских платежных карточек и иные варианты, не предусматривающие физическое наличие карточного платежного терминала).

Также постановлением предусматривается совершенствование порядка приема средств платежа с использованием торговых автоматов на территории Республики Беларусь.

В последние годы рынок торговых автоматов претерпел значительные изменения в связи с развитием технологий в сфере приема платежей в безналичной форме. Большинство торговых автоматов в настоящее время оборудовано как минимум устройствами, позволяющими принимать платежи с использованием банковских платежных карточек, отдельные торговые автоматы позволяют принимать платежи с использованием иных форм безналичных расчетов (QR-коды и другие).

В этой связи постановлением предусматривается внесение изменений в главу 5 постановления № 924/16, предполагающих совершенствование порядка использования торговых автоматов, а также полноценный учет выручки (наличной и безналичной) субъектов хозяйствования, использующих такие торговые автоматы. Так, в частности, постановлением предусматривается, что:

если субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием платежей только наличными денежными средствами, то в такой автомат должно быть установлено средство контроля налоговых органов или встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным средством контроля налоговых органов (данное требование действует в настоящее время) либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой,

размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых систем;

если субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием платежей наличными денежными средствами и в безналичной форме, то в такой торговый автомат должен быть встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным средством контроля налоговых органов либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых систем.

Кроме того, постановлением предусматривается возможность использования торговых автоматов при продаже товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и (или) средствами идентификации, при условии соответствия кассовых суммирующих аппаратов с установленным средством контроля налоговых органов и программных касс требованиям, установленным пунктом 101 Положения.

Кроме того, в целях создания равных условий для всех субъектов

хозяйствования, использующих кассовое оборудование, постановлением предусматривается возможность для юридического лица или индивидуального предпринимателя, использующего специальную компьютерную систему (далее – СКС) при согласии покупателя (потребителя) выдавать покупателю (потребителю) платежный документ только в электронном виде. Способ выдачи такого платежного документа будет определяться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, использующим такую СКС.

Справочно. В настоящее время, в соответствии с пунктом 151, абзацем вторым пункта 23 Положения, при согласии покупателя (потребителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие кассовый аппарат или программную кассу, формируют и выдают покупателю (потребителю) платежный документ только в электронном виде.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2025 г., что позволит субъектам хозяйствования заблаговременно подготовиться к новым требованиям, обязанность по соблюдению которых предусматривается постановлением.