Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

Одним из неблагоприятных социальных факторов в Республике Беларусь, препятствующих развитию и процветанию государства, является употребление гражданами спиртных напитков и наркотических средств. Данный фактор является одной из главных причин смертности, детской беспризорности, увеличения количества преступлений и правонарушений, отрицательно влияет на материальное благополучие семей, приводит к их разрушению.

Кроме того, алкоголизация и наркотизация населения напрямую связана с проблемой неучастия значительного числа граждан страны в общественно-полезной деятельности.

Правоохранительными и судебными органами принимаются определенные меры по борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Одной из действенных мер, направленной на излечение граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, является направление их в лечебно-трудовые профилактории (далее – ЛТП).

ЛТП – это организация, входящая в систему органов внутренних дел, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни.

Помещение граждан в ЛТП осуществляется с целью преодоления гражданином алкогольной, наркотической или токсической зависимости, формирования у него готовности к адаптации в обществе и снижения совершения правонарушений в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.

Одним из нормативных актов, ограничивающих права и свободы лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами, является Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее – Закон), предусматривающий возможность принудительной изоляции в лечебно-трудовых профилакториях по решению суда хронических алкоголиков и наркоманов, которые своим поведением, связанным со злоупотреблением алкоголем или на почве употребления наркотических средств, систематически нарушают общественный порядок или права других лиц.

Для признания гражданина больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и направления его в ЛТП необходимо соблюдение определенных условий.

Так, в ЛТП могут быть направлены 3 категории граждан:

  1. больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
  2. граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, которые дважды в течение года нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в связи с этим были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
  3. трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, которые были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в отношении которых постоянно действующей комиссией по координации работы по содействию занятости населения, созданной районным (городским) исполнительным комитетом (местной администрацией) (далее – постоянно действующая комиссия), приняты решения о необходимости направления в лечебно-трудовые профилактории и которым по результатам медицинского освидетельствования установлены диагнозы хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания.

В целях установления таких заболеваний как хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания и отсутствия заболеваний, препятствующих нахождению граждан в ЛТП, всегда проводится медицинское освидетельствование.

Заявление о направлении граждан приведенных категорий в ЛТП подается в суд органом внутренних дел, которое рассматривается в течение 10 дней со дня его поступления с обязательным участием представителя органа внутренних дел и гражданина, в отношении которого рассматривается дело.

По результатам рассмотрения заявления о направлении указанных граждан в ЛТП по существу суд выносит мотивированное решение о направлении гражданина в ЛТП или об отказе в направлении его в ЛТП.

В решении суда о направлении гражданина в ЛТП указывается срок его нахождения в ЛТП.

Так, гражданин может быть направлен судом в ЛТП на срок двенадцать месяцев, однако если лицо уже ранее направлялось в ЛТП два и более раза, то в силу положений Закона оно может быть направлено судом в ЛТП на срок двадцать четыре месяца.

Справочно. В заявлении суду УВД администрации района указало, что И. в течение года неоднократно привлекалась к административной ответственности за правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, страдает синдромом зависимости от алкоголя, заболеваний, препятствующих нахождению в ЛТП,  не имеет.

И. официально предупреждена о возможности направления в ЛТП, однако должных выводов для себя не сделала и вновь совершила правонарушение в состоянии алкогольного опьянения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, УВД администрации района г.Минска просило направить И. в ЛТП для медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду на срок 12 месяцев.

Решением суда заявление органа внутренних дел удовлетворено, заинтересованное лицо направлено в ЛТП сроком на 12 месяцев.

Не согласившись с решением суда в части срока направления И. в ЛТП, прокуратурой района принесен апелляционный протест.

В протесте прокурор указал, что И. ранее дважды находилась в ЛТП и проходила медико-социальную реадаптацию, каждый раз сроком по 12 месяцев, что является основанием к направлению ее в профилакторий сроком на 24 месяца.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда протест прокурора удовлетворен, решение суда изменено в части срока направления в ЛТП с 12 месяцев на 24 месяца.

Таким образом, необходимость направления в ЛТП граждан, которые там неоднократно находились, на срок 24 месяца связана с повышенной общественной опасностью и нежеланием прекращать злоупотребление спиртными напитками и менять свой образ жизни, несмотря на ранее принятые меры по медико-социальной реадаптации в условиях ЛТП.

Среди лиц, повторно направленных в ЛТП, преобладают асоциальные качества, выражающиеся в утрате социально-полезных связей, бездомности, нравственной деградации и иные.

Указанная мера по увеличению срока нахождения гражданина в ЛТП связана с тем, что гражданин, который ранее находился в ЛТП не сделал для себя должных выводов и нуждается в более длительной принудительной изоляции, поскольку не готов к адаптации в обществе.

Следует отметить, что в настоящее время планируются изменения в Закон, касающиеся упрощения процедуры и порядка направления граждан в ЛТП в части уменьшения количества необходимых привлечений их к административной ответственности за совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения с четырех до двух, что будет способствовать более оперативному направлению лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и совершающих правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.