Одним из неблагоприятных социальных факторов в Республике Беларусь, препятствующих развитию и процветанию государства, является употребление гражданами спиртных напитков и наркотических средств. Данный фактор является одной из главных причин смертности, детской беспризорности, увеличения количества преступлений и правонарушений, отрицательно влияет на материальное благополучие семей, приводит к их разрушению.
Кроме того, алкоголизация и наркотизация населения напрямую связана с проблемой неучастия значительного числа граждан страны в общественно-полезной деятельности.
Правоохранительными и судебными органами принимаются определенные меры по борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Одной из действенных мер, направленной на излечение граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, является направление их в лечебно-трудовые профилактории (далее – ЛТП).
ЛТП – это организация, входящая в систему органов внутренних дел, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни.
Помещение граждан в ЛТП осуществляется с целью преодоления гражданином алкогольной, наркотической или токсической зависимости, формирования у него готовности к адаптации в обществе и снижения совершения правонарушений в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.
Одним из нормативных актов, ограничивающих права и свободы лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами, является Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее – Закон), предусматривающий возможность принудительной изоляции в лечебно-трудовых профилакториях по решению суда хронических алкоголиков и наркоманов, которые своим поведением, связанным со злоупотреблением алкоголем или на почве употребления наркотических средств, систематически нарушают общественный порядок или права других лиц.
Для признания гражданина больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и направления его в ЛТП необходимо соблюдение определенных условий.
Так, в ЛТП могут быть направлены 3 категории граждан:
- больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
- граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, которые дважды в течение года нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в связи с этим были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
- трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, которые были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в отношении которых постоянно действующей комиссией по координации работы по содействию занятости населения, созданной районным (городским) исполнительным комитетом (местной администрацией) (далее – постоянно действующая комиссия), приняты решения о необходимости направления в лечебно-трудовые профилактории и которым по результатам медицинского освидетельствования установлены диагнозы хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания.
В целях установления таких заболеваний как хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания и отсутствия заболеваний, препятствующих нахождению граждан в ЛТП, всегда проводится медицинское освидетельствование.
Заявление о направлении граждан приведенных категорий в ЛТП подается в суд органом внутренних дел, которое рассматривается в течение 10 дней со дня его поступления с обязательным участием представителя органа внутренних дел и гражданина, в отношении которого рассматривается дело.
По результатам рассмотрения заявления о направлении указанных граждан в ЛТП по существу суд выносит мотивированное решение о направлении гражданина в ЛТП или об отказе в направлении его в ЛТП.
В решении суда о направлении гражданина в ЛТП указывается срок его нахождения в ЛТП.
Так, гражданин может быть направлен судом в ЛТП на срок двенадцать месяцев, однако если лицо уже ранее направлялось в ЛТП два и более раза, то в силу положений Закона оно может быть направлено судом в ЛТП на срок двадцать четыре месяца.
Справочно. В заявлении суду УВД администрации района указало, что И. в течение года неоднократно привлекалась к административной ответственности за правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, страдает синдромом зависимости от алкоголя, заболеваний, препятствующих нахождению в ЛТП, не имеет.
И. официально предупреждена о возможности направления в ЛТП, однако должных выводов для себя не сделала и вновь совершила правонарушение в состоянии алкогольного опьянения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, УВД администрации района г.Минска просило направить И. в ЛТП для медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду на срок 12 месяцев.
Решением суда заявление органа внутренних дел удовлетворено, заинтересованное лицо направлено в ЛТП сроком на 12 месяцев.
Не согласившись с решением суда в части срока направления И. в ЛТП, прокуратурой района принесен апелляционный протест.
В протесте прокурор указал, что И. ранее дважды находилась в ЛТП и проходила медико-социальную реадаптацию, каждый раз сроком по 12 месяцев, что является основанием к направлению ее в профилакторий сроком на 24 месяца.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда протест прокурора удовлетворен, решение суда изменено в части срока направления в ЛТП с 12 месяцев на 24 месяца.
Таким образом, необходимость направления в ЛТП граждан, которые там неоднократно находились, на срок 24 месяца связана с повышенной общественной опасностью и нежеланием прекращать злоупотребление спиртными напитками и менять свой образ жизни, несмотря на ранее принятые меры по медико-социальной реадаптации в условиях ЛТП.
Среди лиц, повторно направленных в ЛТП, преобладают асоциальные качества, выражающиеся в утрате социально-полезных связей, бездомности, нравственной деградации и иные.
Указанная мера по увеличению срока нахождения гражданина в ЛТП связана с тем, что гражданин, который ранее находился в ЛТП не сделал для себя должных выводов и нуждается в более длительной принудительной изоляции, поскольку не готов к адаптации в обществе.
Следует отметить, что в настоящее время планируются изменения в Закон, касающиеся упрощения процедуры и порядка направления граждан в ЛТП в части уменьшения количества необходимых привлечений их к административной ответственности за совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения с четырех до двух, что будет способствовать более оперативному направлению лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и совершающих правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.