Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопрос производства принудительного исполнения исполнительных документов, являются Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» и Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 №67.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) исполнительное производство - применение при исполнении исполнительного документа работниками органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, мер, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов взыскателя, соблюдение и охрану интересов государства;

принудительное исполнение исполнительного документа - стадия исполнительного производства, которая наступает в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем должнику в соответствии с данным Законом, либо в срок, установленный судебным постановлением, иным исполнительным документом или актом законодательства.

В силу ст.ст. 14, 15 Закона участники исполнительного производства вправе на любой стадии исполнительного производства подать заявление, ходатайство по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа.

Заявление, ходатайство подаются в письменной форме или форме электронного документа.

Если иное не предусмотрено данным Законом, заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления. Результаты рассмотрения заявлений, ходатайств сообщаются заявителю в порядке, установленном законодательством.

Справочно. Согласно ч. 2 п. 51 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67, ходатайство о принятии меры по обеспечению исполнения исполнительного документа подается взыскателем в орган принудительного исполнения, на исполнении в котором находится исполнительный документ, должно соответствовать требованиям, установленным статьей 14 Закона, и рассматривается судебным исполнителем не позднее трех дней со дня его поступления. О применении меры по обеспечению исполнения исполнительного документа может быть заявлено только в отдельном ходатайстве взыскателя, поданном после возбуждения исполнительного производства.

В силу ст. 16 Закона участниками исполнительного производства являются:

стороны исполнительного производства;

лица, на которых возложена обязанность по совершению определенных действий, связанных с исполнением исполнительного документа, или воздержанию от совершения определенных действий (банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации, организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, третьи лица, собственники имущества (учредители, участники) должника - юридического лица и другие);

лица, содействующие исполнению исполнительного документа (переводчик, понятые, специалист, хранитель имущества и другие).

Согласно ст. 18 Закона стороны исполнительного производства обязаны:

представлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее трех дней, следующих за днем его исполнения, за исключением случая, когда такая информация получена судебным исполнителем из иного источника, в том числе из автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств;

представлять судебному исполнителю информацию о выбытии одной из сторон исполнительного производства, а также об изменении своих банковских реквизитов, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) или наименования не позднее трех дней со дня выбытия, изменения;

представлять судебному исполнителю сведения об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения не позднее трех дней со дня изменения;

представлять объяснения, документы и материалы, запрошенные судебным исполнителем в установленном порядке;

являться по вызову судебного исполнителя;

совершать другие действия, предусмотренные данным Законом и иными актами законодательства.

В ст. 124 Закона закреплено, что стороны исполнительного производства, иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, вправе обжаловать, постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения во внесудебном порядке, установленном настоящим Законом, а также в судебном порядке.

Обжалование в судебном порядке постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, за исключением постановлений руководителя органа принудительного исполнения, вынесенных в порядке, установленном ст. 131 Закона, и постановлений, действий (бездействия) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, осуществляется после обжалования таких постановлений, действий (бездействия) во внесудебном порядке, установленном Законом.

Постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, а также постановления руководителя органа принудительного исполнения, вынесенные в порядке, установленном статьей 131 Закона, могут быть обжалованы лицами, указанными в части первой настоящей статьи, непосредственно в суд.

Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, а также постановлений руководителя органа принудительного исполнения, вынесенных в порядке, установленном статьей 131 Закона, в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

В силу ст. 125 Закона жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, за исключением жалоб на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, подаются руководителю соответствующего органа принудительного исполнения.

Жалобы на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением жалоб на постановления, вынесенные в порядке, установленном статьей 131 Закона, а также жалоб на постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, подаются вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения.

Таким образом, в случае несогласия с постановлениями, действиями (бездействием) судебного исполнителя ОПИ Московского района г. Минска при исполнении исполнительных документов участники исполнительного производства вправе обжаловать их начальнику названного ОПИ, а в случае несогласия с постановлениями, действиями (бездействием) начальника ОПИ при исполнении исполнительных документов - в суд Московского района г.Минска в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством. В случае несогласия с постановлениями, действиями (бездействием) судебного исполнителя ОПИ Московского района г. Минска, не связанными с исполнением исполнительных документов, граждане вправе обжаловать их начальнику названного ОПИ, а в случае несогласия с постановлениями, действиями (бездействием) начальника ОПИ, не связанными с исполнением исполнительных документов, - в УПИ ГУЮ Мингорисполкома.

Требования к форме и содержанию жалобы на действия (бездействие) судебного исполнителя закреплены в ст. 126 Закона.

Прокуратура Московского района г.Минска проверила соблюдение судебными исполнителями отдела принудительного исполнения района законодательства при исполнении исполнительных документов о взыскании административных и уголовных штрафов, госпошлин и иных платежей в бюджет.

Справочно. В 2023 году в отделе принудительного исполнения Московского района г.Минска на исполнении находилось более 75 тыс. исполнительных производств о взыскании в доход государства штрафов, госпошлин и иных платежей, наложенных в рамках административного, уголовного процессов, а также по решению иных уполномоченных органов. Подлежала взысканию сумма в размере более 480 миллионов рублей.

В ходе проверки прокуратурой района выявлен ряд системных нарушений, допускаемых судебными исполнителями.

Установлены факты непроведения проверки имущественного положения должников по месту жительства, непринятия мер по оформлению привода, розыску должников, невынесения предписаний о запрете совершения регистрационных действий с недвижимым имуществом должников, а также факты необоснованного приостановления исполнительного производства.

Кроме того, не во всех случаях приняты меры по установлению имущества не только должника, но и его супруга (супруги). Данное предписание следует из общих норм брачно-семейного законодательства, признающих равные права супругов на совместно нажитое имущество вне зависимости от того, на кого оно оформлено или кто совершал сделку.

Дополнительного внимания со стороны судебных исполнителей требовала ситуация с принятием меры по обеспечению исполнения исполнительных документов при наличии сведений, указывающих на реальную возможность применения таких мер (временное ограничение права должника на управление механическими транспортными средствами, запрета по оказанию услуг электросвязи и др.).

Имеют место случаи несоблюдения судебными исполнителями сроков рассмотрения ходатайств участников исполнительного производства.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района принесено 4 протеста на бездействие судебных исполнителей, руководителю данного государственного органа внесено представление об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве, причин и условий, им способствовавших.

Вопрос своевременного и полного принятия судебными исполнителями мер по принудительному исполнению исполнительных документов остается на контроле прокуратуры района.