Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

Чтобы уберечься от неоправданных трат и впоследствии не разочароваться, многие автолюбители весьма щепетильны в выборе железного коня. Не полагаясь на собственный опыт и, как говорится, знание матчасти, потенциальные покупатели нередко обращаются за содействием к специалистам станций технического обслуживания. Казалось бы, подвергнув приглянувшуюся «ласточку» придирчивой проверке, можно обезопасить себя от неприятных сюрпризов. Но, к сожалению, далеко не всегда…

Стремясь убедиться в исправной работе всех узлов и механизмов, кое-кто порой упускает главное - изучить предоставленные продавцом документы и удостовериться в подлинности нанесенных на элементы кузова и агрегаты авто маркировочных обозначений.

А ведь именно сверка уникальных цифровых номеров, присвоенных каждой машине, убережет от риска приобрести экземпляр с темным прошлым.

Помнить о требованиях, предъявляемых к сохранению VIN-кода транспорта, обязательно следует и владельцам, собравшимся восстанавливать технику, которая пострадала в ДТП или в силу возраста подверглась разрушительному воздействию коррозии. Как показывает практика, неграмотный ремонт также грозит неприятностями.

Подтвердить подлинность или установить первоначальный VIN - задача представителей Государственного комитета судебных экспертиз. Соответствующие исследования специалисты проводят по инициативе сотрудников милиции, Следственного комитета, ГТК, судов, а также граждан. Подробно об этом направлении деятельности рассказали в управлении ГКСЭ по Минску.

В плену «цифровых» ловушек

Ведя речь об изменении маркировочных обозначений авто, явившихся результатом преступного вмешательства, главный эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов майор юстиции Станислав Горбунов отмечает: способов, к которым прибегают злоумышленники, множество.

И далеко не всегда они хитроумны и предполагают использование специального оборудования. В ряде случаев дельцы делают ставку на непредусмотрительность покупателей, отдающих приоритет привлекательной цене.

- Порой преступники даже не меняют идентификационные номера, - говорит Станислав Анатольевич. - А новые обладатели транспорта не удосуживаются заглянуть под капот и сверить имеющийся там цифровой код с указанным в поддельных документах. В подобную ловушку могут угодить желающие приобрести железного коня без переоформления. Поверив на слово обещаниям сменить собственника при первой необходимости, они рискуют больше не встретиться с продавцом.

Для установления первоначального VIN-кода из регистрационных подразделений ГАИ к экспертам также поступают машины, подвергшиеся незаконному вмешательству.

Уберечься от рискованной сделки могла бы помочь элементарная бдительность. Подозрение должны вызвать и попытки изменить хотя бы один символ из уникальной 17-значной комбинации, и наличие возле этого элемента сварных швов, следов шпатлевания, клея.

В коллекции сотрудников столичного управления Государственного комитета судебных экспертиз есть самодельные фрагменты панелей, которые ловкачи мастерски изготавливали с использованием специальных станков. Как признаются эксперты, выявить обман невооруженным глазом, который у них без преувеличения наметан на подобного рода уловки, бывает непросто. Технологический процесс сегодня достиг такого уровня, что злоумышленникам удается точь-в-точь повторять и размер шрифта цифрового кода, и его начертание. Установить подделку в данном случае помогают косвенные признаки.

Хотя определенные дефекты в нанесении номера далеко не всегда свидетельствуют о криминальном прошлом машины. Порой имеет место заводской брак: например, неправильный цифровой код на предприятии зачеканивают и поверх наносят новый. При этом в документах отсутствуют отметки о таких манипуляциях. В одном из поступивших в УГКСЭ автомобилей VIN оказался выбит дважды. В ходе исследования удалось обнаружить брак, указывавший на «почерк» завода-изготовителя.

- Криминальная среда стремительно развивается, поэтому встретить дилетантское использование VIN-кода от одной марки авто для нанесения на другую уже крайне сложно, - добавляет главный эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов майор юстиции Александр Климович. - Все делается настолько ювелирно, дабы на первый взгляд казалось, что техника «чистая». И только когда начинаешь вдаваться в подробности, находишь отличия, и то, как правило, незначительные.

Вопрос в цене

Пока ни один автопроизводитель не в силах уберечь свою продукцию от риска попадания в незаконный оборот. На данный момент на исследование к экспертам чаще всего попадают экземпляры от БМВ и «Тойоты», а также бюджетные и наиболее распространенные модели корейского автопрома. В некоторых случаях специалистам даже удается распознать преступный почерк. Представителям управления не занимать опыта в распутывании самых хитроумных комбинаций.

- Стараемся делать все возможное, чтобы установить первоначальные маркировочные обозначения, - добавляет Александр Евгеньевич. - И в подавляющем большинстве случаев это удается, что впоследствии позволяет выяснить, откуда была похищена машина.

Интересуясь у уже попавшихся на преступную удочку, обращали ли они при покупке внимание на цифровой код, в ответ специалисты часто слышат: «Нет, даже не знаю, где он расположен».

- А ведь вся информация, позволяющая его расшифровать, есть в открытом доступе, - сетует А. Климович. - Не помешает и детально изучить особенности выбранной модели и марки авто - как нанесена маркировка, какова структура идентификационного номера и так далее.

По мнению Александра Евгеньевича, диагностика авто на официальных СТО - не панацея, как часто думают, хотя и позволит исключить некоторые нюансы.

- Существует множество преступных схем по продаже нерастаможенных авто и машин-двойников, совершению страховых мошенничеств, - в свою очередь предупреждает С. Горбунов. - Например, из-за подобных криминальных схем, которые в том числе пытаются реализовать жители соседних стран, отдельные дорогостоящие экземпляры, находящиеся в собственности белорусских граждан, уже не раз побывали на экспертизе. Неприятной неожиданностью грозит обернуться и приобретение восстановленных авто, что случается даже с клиентами официальных дилеров. Кстати, гарантией того, что машина «чистая», к сожалению, не является даже факт регистрации или снятия с учета в подразделениях ГАИ, так как криминальное вмешательство могло произойти позже. Поэтому не пожалейте времени на проверку и не стесняйтесь задавать продавцу неудобные вопросы.

Убедиться в том, что прошлое «ласточки» лишено белых пятен, позволит исследование, которое в столичном УГКСЭ проводят на договорной основе. Такие услуги предоставляются как гражданам, так и юридическим лицам. Выдаваемое после осмотра транспорта заключение впоследствии предоставляется в регистрационное подразделение ГАИ.

- Как-то желание обследовать авто изъявил житель России, присмотревший в нашей республике редкую модель «Мерседеса», - говорит Александр Евгеньевич. - Он хотел точно знать, что машина не подвергалась изменениям, поэтому настоял на экспертизе. Подобные осмотры проводятся дважды в неделю и пользуются спросом - за этот период через наши руки может пройти до двух десятков автомобилей. Недавно на исследование в очередной раз попала «Ауди»: несколько лет назад ее ввезли в Беларусь из Европы, после чего перепродали в Россию, а сейчас она обрела очередного владельца в республике. Подлинность идентификационной маркировки иномарки проверялась дважды. И данной процедуры не стоит опасаться. Конечно, предупреждаем автовладельцев об использовании методов, разрушительно воздействующих на лакокрасочное покрытие. Но ведь зато впоследствии они не будут терзать себя угрызениями совести из-за того, что «поставили не на ту лошадь». Уже не раз слышали слова благодарности за помощь.

Без VINа виноваты

Экспертизы идентификационной маркировки транспорта востребованы и владельцами железных коней, многое повидавших на своем веку. Естественный износ и разрушительное воздействие окружающей среды, в том числе антигололедных реагентов, пагубно сказываются на состоянии рамы и кузова.

С течением времени нанесенные на них номера становятся плохо различимы, а то и вовсе уничтожаются ржавчиной. Все это накладывает ограничения на совершение регистрационных действий, возможность прохождения технической диагностики. И у владельцев нет иного выбора, как обращаться к экспертам.

- Надеясь остановить процесс старения металла, собственники покрывают номерные элементы различными антикоррозийными средствами, которые для проведения экспертизы приходится тщательно смывать и счищать, - говорит Александр Климович. - Другие же пытаются подправить нечитаемый код - доцарапывают недостающие знаки, подкрашивают и даже зачеканивают. Но делать этого категорически нельзя, поскольку в данном случае придется вести речь о видоизменении маркировки.

Срок проведения платной экспертизы указывается в договоре, по возможности специалисты выполняют ее в кратчайшие сроки. По итогам заключение передается инициатору.

- В ряде случаев нарушение целостности маркируемых элемен­тов авто необходимо для проведения ремонтных работ, - разъясняет Александр Евгень­евич. - Например, при восстановлении поврежденной в аварии машины. Подобное вмешательство производится только с разрешения сотрудников Госавтоинспекции и у официальных дилеров, которые предоставят безномерные детали, что будет подтверждено документально. Придется получить соответствующее заключение и в подразделении Государственного комитета судебных экспертиз. Если же без согласования заменить уничтоженный в результате ДТП или под воздействием коррозии элемент, а затем прикрепить на прежнее место удаленную номерную табличку - это может быть чревато минимум ограничениями на право снятия транспорта с учета, а то и отказом в осуществлении регистрационных действий. Тогда собственнику также не миновать визита к экспертам для установления первичного идентификационного номера и официального внесения изменений в документы.

Недавно были существенно ужесточены требования к авто, нуждающимся в замене кузова. И специалисты считают: было бы правильным рассмотреть возможность введения процедуры повторной маркировки элементов. Это позволило бы снять проблемные вопросы, в том числе спасти от неизбежной утилизации многих железных коней, которые еще долгие годы могли бы служить владельцам верой и правдой.

Будь в курсе!

Как избежать сделки, сулящей неприятности? Прежде всего, не стоит гнаться за ценой. Перед тем как покупать автомобиль на рынке, даже новый, узнайте его стоимость у официального дилера, представляющего марку на территории стран Таможенного союза. Если вам предлагают сделку значительно дешевле, вряд ли продавец откроет правду о реальных причинах. Внимательно изучите документы, удостоверьтесь, что перед вами собственник, а не третье лицо.

Также специалисты настоятельно рекомендуют внимательно сверять все 17 знаков VIN-кода, указанные в до­кументах и на кузове, а также на дублирующей табличке, которая всегда должна присутствовать.


Вероника ГЕРЕГА-ФИЛИПОВИЧ.

Фото Вячеслава ЦУРАНОВА, газета "На страже".