Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

К сожалению, из общего количества людей, нуждающихся в коррекции зрения, число детей и подростков из года в год возрастает. Уже в первом классе 4-5% детей имеют близорукость, к окончанию начальной школы − 6-8%, к выпускному классу − 30-32% девочек и 26-28% мальчиков имеют  сниженную остроту зрения.

Наиболее частой формой нарушений зрения в детском возрасте является близорукость. Миопия (близорукость) возникает из-за перенапряжения глаз ребенка, когда взгляд долгое время сосредоточен на близких предметах: учебнике, тетради, альбоме для рисования.

Чаще всего зрение у ребенка ухудшается, когда возрастает зрительная нагрузка. Обычно с началом обучения в школе у части детей снижается острота зрения, это связано не только с напряжением зрительного аппарата во время чтения, работы за компьютером, а также с широким распространением всевозможных гаджетов. Сейчас школьник использует мобильный телефон не только с целью общения с родителями, в большинстве случаев его затягивают яркие игры с быстрой сменой сюжетов, миганием картинок. Все эти факторы заставляют ребенка напрягать зрение, в связи с чем ему становится все труднее и труднее различать объекты вдали.

Факторы риска:

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни.

  • длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;
  • «отдых» у телевизора;
  • чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
  • не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);
  • недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
  • замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);
  • плохое освещение (избыток света или темнота);
  • неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);
  • несбалансированное питание;
  • стресс;

 

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить!

Правила профилактики нарушений зрения:

  • Осуществлять посещение ребёнком офтальмолога не реже 1 раза в год с профилактической целью и выполнять все предложенные рекомендации, особенно касающиеся очковой коррекции или подбора контактных линз.
  • Укреплять иммунитет ребёнка, как можно больше времени проводить с ним на свежем воздухе в хорошо озелененной местности.
  • Следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.
  • Выделить ребенку место для занятий у окна с левосторонним для правшей.
  • Обеспечить режим искусственного освещения – оно должно быть достаточным, желательно использование настольной лампы мощностью не менее 60-100 Вт, исключить использование лампы дневного света; во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа; свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действии; потолки, оконные рамы, мебель желательно светлых тонов.
  • Соблюдать зрительное расстояние при чтении и письме − не более 30-35см, а также время непрерывного чтения: учащимся младших классов – 15-20 минут, средних классов – 25-30 минут, старших классов – 45 минут.
  • Приступать к подготовке домашнего задания не ранее чем через 2 часа после окончания уроков в школе.
  • Следить за продолжительностью выполнения домашних заданий − для детей 1-2 классов не более 1,5-2 часов, 3-4 классов − не более 2 часов, а старшеклассников − не более 3-4 часов.
  • Контролировать продолжительность и условия работы (игр) на компьютере и игр на сотовых телефонах. Просмотр телевизионных передач осуществлять на расстоянии примерно в 2-2,5 метра; продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста − один час, среднего − 1,5 часа, старшеклассников − 2 часа. Строго соблюдать временные нормативы пребывания ребенка за компьютером: учащимся начальных классов - 15 минут; 5-7 классов - 20 минут; 8-9 классов - 25 минут; 9-10 классов - 40 минут; 11 классов - не более 3 часов.
  • Обеспечить правильное сбалансированное питание ребенка, как дома, так и в школе. (обогатить рацион Витаминами А, С, Е, В1, В2, В6, В12)
  • Для профилактики нарушения зрения у школьника необходимо регулярно выполнять гимнастику для глаз (2-3 раза в день по 3-5 минут).

Основной комплекс упражнений для глаз:

Упражнение 1. Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо - налево, и вертикали: вверх-вниз.

Упражнение 2. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Упражнение 3. Моргания. Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.

Упражнение 4. На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно

45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На

следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза

в исходное положение.

Упражнение 5. «Близко-далеко». Подойдите к окну, внимательно посмотрите

на близко расположенный предмет, например, на оконную раму, а затем вдаль,

например, на дерево.

Упражнение 6. Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против.

Упражнение 7. Сильно зажмурить глаза, а затем расслабить мышцы несколько раз.

Упражнение 8. Описываем взглядом плавно фигуры: горизонтальная восьмерка, вертикальная восьмерка, буквы.

Если вы заметили, что ребенок стал щуриться, часто моргать, тереть глаза и садиться близко к экрану, возможно у него появились проблемы со зрением. Не откладывайте решение этой проблемы на потом, обратитесь к офтальмологу. Своевременное обращение к врачу сохранит школьнику зрение и предотвратит его дальнейшее ухудшение.