Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

Шумом называются любые нежелательные для человека звуки, мешающие труду или отдыху, создающие акустический дискомфорт. Усиление экологической напряженности во многих городах и регионах Республики Беларусь связано с шумовым воздействием автомобильного транспорта. Шум больше всего беспокоит жителей крупных городов, особенно проживающих вдоль автомагистралей. Шумовое неудобство создают также открытые автостоянки, расположенные в районах жилой застройки.

На уровень шума влияет ряд факторов:

  • интенсивность транспортного потока (наибольшие уровни шума регистрируются на магистральных улицах больших городов. Автотранспорт как основной источник шума в городах вызывает у 60 % населения различные болезненные реакции);
  • скорость транспортного потока (при увеличении скорости транспортных средств происходит возрастание шума двигателей, шума от качения колес по дороге и преодоления сопротивления воздуха);
  • состав транспортного потока (грузовой транспорт создает большее шумовое воздействие по сравнению с пассажирским, поэтому возрастание доли грузового подвижного состава в транспортном потоке приводит к общему возрастанию шума);
  • тип двигателя (сравнение двигателей соизмеримой мощности позволяет провести их ранжирование по возрастанию уровня шума – электродвигатель, карбюраторный двигатель, дизель, паровой, газотурбинный двигатель);
  • тип и качество дорожного покрытия (наименьший шум создает асфальтобетонное покрытие, затем по возрастающей – брусчатое, каменное и гравийное. Неисправное дорожное покрытие любого типа, имеющее выбоины, раскрытые швы и нестыковки поверхностей, а также ямы и проседания создает повышенный шум);
  • планировочные решения территорий (продольный профиль и извилистость улиц, наличие разноуровневых транспортных развязок и светофоров влияют на характер работы двигателей, а, следовательно, и на создаваемый шум. Высота и плотность застройки определяют дальность распространения шума от магистралей);
  • наличие зеленых насаждений (вдоль магистралей с обеих сторон предусматривают санитарно-защитные зоны, в которых высаживают деревья. Лесопосадки препятствуют распространению шума на близлежащие территории).

Воздействие шума на живые организмы неоднозначно и отличается степенью восприятия. Объективными показателями шумового воздействия являются интенсивность, высота звуков и продолжительность воздействия.

Интенсивность характеризует величину звукового давления, которое оказывают звуковые волны на барабанную перепонку уха человека, и измеряется в децибелах (дБА). Некоторые люди считают, что производственный и бытовой шумы их не беспокоят. Однако вегетативная нервная система человека на любой шум реагирует отрицательно. "Привыкания" человека к шуму не происходит. Медицина установила, что физиолого-биохимическая адаптация человека к шуму невозможна. Особенно тяжело переносятся внезапные резкие звуки высокой частоты.

Большую величину шумового воздействия создают транспортные средства. Шум уличного движения в больших городах, авиационный и от движения железнодорожных составов дают основной вклад в шумовой фон города. В акустическом диапазоне высокочастотные шумы считаются более вредными. Транспортные средства создают преимущественно низко- и среднечастотный спектр шума.

Продолжительность шумового воздействия третий показатель влияния шума. Большая продолжительность воздействия шума оказывает вредное влияние на слух и общее здоровье человека.

В условиях сильного шума возникает опасность снижения и потери слуха, которая во многом обусловлена индивидуальными особенностями человека. Некоторые люди теряют слух даже после короткого периода воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, у других даже сильный шум при продолжительном воздействии не приводит к потере слуха. Длительное шумовое воздействие рассматривается как один из факторов, вызывающих повышенную заболеваемость. С действием шума связаны рост нервных, сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни, развитие тугоухости у городского населения и рабочих некоторых профессий, связанных с воздействием шума. Шум оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывая переутомление и истощение клеток коры головного мозга. Понижается внимание, нарушается координация движений, ухудшается работоспособность.

Снижение транспортного шума

- Организационно-правовые мероприятия

Законодательство РБ в области ограничения шумового воздействия включает, наряду с основополагающими природоохранными нормативными актами, специальные законы, нормы и правила по защите от шума.

- Архитектурно-планировочные мероприятия

Архитектурно-планировочные мероприятия проводятся исполнительными властями городов и регионов с учетом градостроительных и транспортно-планировочных факторов. Транспортно-планировочными факторами являются ширина проезжей части, ширина тротуара, газонов, разделительных полос, инженерные сооружения по защите окружающей среды.

Комплексному решению проблемы шума способствует составление карты шумового загрязнения города, на которую наносятся стационарные и передвижные источники шума. Карта может стать основой для разработки градостроительных мер защиты жилой застройки от шума.

Ограничению шума в зонах новой жилой застройки способствует расположение зданий на максимально возможном отдалении от автомагистралей, городских железных дорог и шумных производств. Предпочтительной является их ориентация торцевой стороной к источнику шума. Использование новых шумоизолирующих строительных материалов, тройного остекления окон или оконных стеклопакетов, герметизация окон значительно снижают проникновение шума внутрь помещений.

Выделение пешеходных зон, проезд по которым разрешен только для спецавтотранспорта, запрет на въезд большегрузных автомобилей, ограничение максимальной скорости движения, сооружение звукоизолирующих железобетонных стенок обеспечивают снижение шумового воздействия. Расположение деревьев в четыре ряда в виде живой изгороди позволяет снизить уровень шума при посадках деревьев.

Сплошная застройка улицы создает условия для отражения звука от зданий, в результате чего шум возрастает. Поэтому предпочтительна свободная планировка зданий. Резервом снижения уровней транспортного шума, особенно на магистралях с высокой интенсивностью движения, является разделение потоков грузовых и легковых автомобилей с выделением отдельных полос.

- Конструкторско-технические мероприятия

Конструкторско-технические мероприятия предусматривают совершенствование конструкций подвижного состава и инфраструктуры транспорта.

За рубежом найдены технические решения по созданию дорожных покрытий со звукопоглощающими свойствами. Например, в Голландии, Бельгии, Германии, Великобритании используется дорожное покрытие, вдвое снижающее уровень шума от автомобильных шин. Оно состоит из смеси асфальта, кварца, базальта и наносится с образованием микроскопических внутренних пустот. Созданное таким образом пористое покрытие поглощает звуковые волны.