Трудовое и производственное обучение детей и подростков представляет собой процесс вовлечения обучающихся в разнообразные организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практическою мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
Организацию трудового обучения и профессионального образования детей и подростков следует рассматривать не только с учетом учебно-воспитательного и общественно-хозяйственного значения, но также и с позиций положительного влияния труда на растущий организм. Труд оказывает значительное воздействие на гармоничное развитие, уровень протекания биологических процессов, сохранение и укрепление здоровья человека. Возможность положительного влияния трудовой деятельности на растущий организм доказана многочисленными исследованиями физиологов и гигиенистов. Занятия трудом существенно увеличивают двигательный компонент в режиме дня, и по своей сути являются одним из способов профилактики гипокинезии школьников. Они способствуют формированию у детей и подростков положительных эмоций, позволяют им увидеть конкретный результат затраченных усилий, что всегда приносит радость и чувство удовлетворения и служит фактором укрепления психоэмоционального статуса организма.
При рациональной организации физического труда у детей и подростков повышается уровень функционирования всех физиологических систем: стимулируется гемопоэз, увеличивается насыщение крови кислородом, тем самым улучшается деятельность дыхательной системы и оксигенации тканей, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы (укрепляется сердечная мышца, увеличивается минутный и пульсовой объем крови), повышаются обменные процессы, усиливаются и уравновешиваются нервные процессы возбуждения и торможения, улучшается координация движений, увеличиваются мышечная сила и выносливость, значительно повышается умственная и физическая работоспособность. Результат систематической трудовой деятельности определяет особенности строения скелета, работы органов чувств и степень развития мускулатуры человека и неспецифической резистентности организма. При этом следует помнить, что одинаково неблагоприятно сказывается на растущем организме как недостаточная, так и чрезмерная физическая деятельность. Тяжелый физический труд в детском возрасте может привести к различным болезненным отклонениям в состоянии костно-суставного аппарата и скелета. Особенно важно не загружать детский организм в период полового созревания, так как в это время идет максимальный физиологический рост костной ткани и других органов и систем организма, определяющих их уязвимость к неблагоприятному воздействию факторов среды обитания. К основным формам патологических отклонений, развивающихся под воздействием тяжелого физического труда детей и подростков, относятся: проблемы со стороны позвонков и позвоночного столба (кифоз, сколиоз, грыжи межпозвоночных дисков, переломы); переломы, вывихи верхних и нижних конечностей; нарушения физического развития (отставание в росте, весе); растяжения мышц и связочного аппарата (грыжи паховые, бедренные, пупочная, белой линии живота). Поэтому любой труд, особенно физический, должен быть посильным и соответствовать общему развитию организма. Все виды труда способны оказать положительное воздействие на растущий организм только в том случае, если труд соответствует возрасту, 7 полу, правильно организован, разумно сочетается с отдыхом и двигательной активностью детей и подростков, осуществляется с соблюдением необходимых гигиенических требований.
Поэтапное познание окружающего мира в процессе роста и развития индивидуума и национальный характер востребованности определенных сфер производства требуют осуществления трудового обучения школьников в соответствии с возрастом, полом, региональными и национальными особенностями. При этом трудовое воспитание, обучение и профессиональное образование учащихся осуществляется наиболее эффективно, с наименьшей физиологической стоимостью, если оно строится на основе соблюдения гигиенических требований к содержанию, формам и условиям проведения.
В основе оптимального и эффективного функционирования системы трудового и производственного обучения детей и подростков лежит научная организация труда, базирующаяся на соблюдении определенных физиологогигиенических принципов:
- системность в организации и проведении трудового обучения;
- соответствие характера трудовой деятельности и ее построения возрастно-половым особенностям и состоянию здоровья учащихся;
- постепенное увеличение физических и других видов нагрузок, оказывающее тренирующее воздействие на организм;
- рациональный режим трудового обучения;
- благоприятные санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности, безопасные для здоровья.
Системность в организации и проведении трудового обучения подрастающего поколения предусматривает комплексный подход и преемственность в реализации данного аспекта образовательной деятельности со стороны родителей, воспитателей, учителей, медицинских работников и общественности в целом. Построение оптимальной функциональной системы трудовой деятельности обучающегося невозможно без правильного формирования, воспитания потребностей, в первую очередь, потребности в труде. Это должно осуществляться задолго до прихода ребенка в образовательное учреждение.
Трудовое и производственное обучение детей и подростков представляет качественно новый вид деятельности по сравнению с обычной учебной работой школьников, поэтому подлежит нормированию и регламентированию. Нормирование труда детей и подростков – это определение необходимых затрат труда (или времени) на выполнение определенного объема работы в заданных условиях с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма. Нормирование труда обучающихся общеобразовательных учреждений должно осуществляться с учетом возраста, пола и состояния здоровья. Характер трудовой деятельности, еѐ объем, тяжесть и напряженность для растущего организма во многом отличается от таковых взрослого человека.
Труд детей должен быть облегченным и посильным. С возрастом происходит постепенное увеличение физических нагрузок и усложнение трудовых операций. Постепенность увеличения нагрузки обучающихся при выполнении трудовых операций прослеживается, прежде всего, в выборе материала, с которым приходится работать. Величина физических усилий во многом зависит от свойств обрабатываемого материала, в частности, сопротивляемости на сжатие или растяжение. Исходя из принципа постепенности, все материалы, которые могут использоваться в условиях общеобразовательного учреждения, располагаются в следующем порядке: бумага – ткань – картон – глина – пластилин – проволока – фанера – дерево – металл (жесть и мягкое железо). Организация производственного труда несовершеннолетних регламентируется Трудовым Кодексом Республики Беларусь, в соответствии с которым заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет или 14 лет с письменного согласия официальных попечителей. При организации производственной деятельности обучающихся следует учитывать, что труд несовершеннолетних подростков может осуществляться только в сферах и при выполнении работ, не связанных с тяжелыми условиями труда и не оказывающими отрицательного влияния на здоровье и развитие растущего организма. В Республике Беларусь действует утвержденный «Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет» (Приложение 1). Запрещается привлечение к труду лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Регулирование данного положения осуществляется на основании «Списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет». Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни. При выполнении производственных работ норма выработки подростков отличается от взрослых: чем младше школьники, тем она меньше исходя из почасовых норм взрослых. Так, норма выработки для обучающихся 13 лет составляет не более 50% почасовой нормы взрослых, 14-15 лет – 60%, 16-17 лет – 75 % нормы выработки взрослых. 10 При выполнении производственных работ запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы с учетом возраста и пола. При организации трудового обучения и воспитания важен также учет состояния здоровья обучающихся. Рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму работы обучающихся должны своевременно отражаться в листке здоровья классного журнала и учитываться учителем трудового обучения. К лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, на уроках труда требуется индивидуальный подход, поскольку выполнение трудовых операций для них более утомительно, чем для здоровых школьников и может вызвать значительное учащение пульса, повышение артериального давления и температуры тела, обильное потоотделение, жалобы на усталость. Для таких детей должны подбираться более простые задания с меньшим числом трудоемких операций и повторяемостью движений. В процессе уроков труда для таких детей предусматриваются дополнительные паузы для отдыха.
Общественно полезный труд предполагает разнообразную посильную внеурочную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд:
- самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);
- изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);
- уход за растениями (работы на учебно-опытном участке и в школьном лесничестве, уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.); 25
- охрана окружающей среды;
- сбор вторичного сырья;
- благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);
- уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;
- оказание помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.
Одним из актуальных аспектов сохранения здоровья обучающихся в процессе их трудовой деятельности является соблюдение ими правил личной гигиены, производственной санитарии и техники безопасности. В связи с чем, на медицинских работников учреждений образования возлагается обязанность здоровьесберегающего просвещения, гигиенического обучения и своевременного инструктирования обучающихся по актуальным аспектам рациональной и безопасной трудовой деятельности. Следует уделять внимание обучению детей и педагогических работников правильному подбору рабочего места, инструментария и приемам оказания первой помощи при возможных травмах.