Конкурс 16 человек на место
— Вероника, первый вопрос напрашивается сам собой. Почему выбрали работу именно в милиции? Династия? Пошли по стопам родителей?
— А вот и нет! Никто в нашей семье к правоохранительной системе отношения не имеет. Все сугубо штатские мирные люди.
— Тогда почему?
— Я еще девчонкой решила, что стану только милиционером. Не моделью, не актрисой или учительницей. Видимо, сказался характер. Не могла спокойно видеть, когда кого-то обижают. Всегда заступалась за слабых. Сама еще малявка, а лезла в драку, набивала шишки. Где-то к классу восьмому желание работать в милиции оформилось сознательно. Углубленно изучала правоведение, юридические дисциплины.
— И прослыли школьной активисткой-общественницей?
— Нет, любая заорганизованность мне претила. А вот усидчивости было не занимать. И потом юриспруденция — это так интересно! Взять хотя бы римское право. Оно возникло еще в V веке до нашей эры, в последующем став эталоном правовых систем многих государств. Сменялись общественные эпохи, формации, а понятия справедливости оставались незыблемыми.
— Увлечение юриспруденцией скорее присуще мужчинам.
— Может быть. Но богиня правосудия Фемида была женщиной (смеется).
— Ваши родители выбор одобряли?
— Сказать, что полностью поддерживали, не могу. Больше рассчитывали, что срежусь на экзаменах. Ведь конкурс в Академию МВД был 16 человек на место. А я, абитуриентка из периферии, поступила! Поставила их перед фактом. И родители были рады.
— А почему выбрали именно оперативно-розыскную деятельность? Есть же вполне кабинетные должности. У выпускников следственно-экспертного факультета, например, или факультета права.
— Уже в академии хотелось проявить себя в качестве именно розыскника. Представьте: человек пропал без вести. Существуют общие методологии и методики его поисков. Но в каждом случае все индивидуально. Я изучаю личные особенности пропавшего, его характер, привычки, круг общения, пытаюсь поставить себя на его место.
— Метод дедукции? Вероника, вы юная мисс Марпл, она же Анастасия Каменская, она же Виола Тараканова, она же Евлампия Романова.
— Не иронизируйте. Детективные сериалы я не смотрю, книжки Дарьи Донцовой не читаю. Оставьте небо птицам. Реальная оперативная работа весьма приземленная. Да, адреналина в ней хватает, но она не укладывается в основу телевизионных детективов. Отсюда и сюжетные фантазии сценаристов.
Оперативная хватка
Мы беседуем в рабочем кабинете Вероники Гребневой, и в разговор вступает ее коллега старший оперуполномоченный Иван Липницкий:
— У нашей Вероники, несмотря на молодой возраст, уже чувствуется оперативная хватка. Не пропустит ни одну деталь в деле, увяжет в логическую цепочку, сделает закономерные выводы. И срабатывает. Само ее появление в отделе для нас как подарок. Вы вот не могли поверить, что Вероника — сотрудник уголовного розыска. Так же и остальные. Если оперативникам требуется попасть на адрес и они знают, что милиционеру-мужчине дверь не откроют, там предпримут какие-то действия, тогда посылают Веронику. Она опасений у подозреваемых не вызовет. Опять же, когда нужно провести«зашифрованный» опрос граждан, не представляясь сотрудником милиции, а были и такие случаи, симпатичной девушке сделать это намного проще.
— То есть посылаете подчиненную одну на опасное задание к преступникам?
— Что вы! Коллеги меня берегут, — улыбается Вероника. — Всегда подстрахуют, с ними я как за каменой стеной.
— А как она за нас переживает, когда мы уходим на адрес! — добавляет Иван Липницкий. — Всегда позвонит, перешлет дополнительную информацию, дождется прибытия, чаем напоит.
— А личные задержания у молодого лейтенанта на счету имеются? — задаю вопрос Веронике.
— Конечно же! Поймите, я в основном занимаюсь розыском без вести пропавших, а это не всегда криминал. Как-то обратились родственники парня. Тот вел асоциальный образ жизни, часто уходил из дома, жил где придется. Надолго исчез и на сей раз. Не то чтобы родные сильно горевали, но заявление о пропаже написали. Не буду рассказывать о схеме розыска, это служебная информация, но фигуранта я вычислила. Утром направилась на адрес, а парень тут как тут. Связалась с коллегами, они оперативно подъехали, дело о розыске без вести пропавшего было закрыто.
Счастье ходит парой
Перед началом интервью Вероника предупредила, что в два часа дня у нее учебные стрельбы.
— Стреляете метко?
— По школьной шкале на хорошо и отлично. Помните американскую поговорку: «Бог создал людей, но только полковник Кольт сделал их равными»? Стараюсь соответствовать, хотя в реальной ситуации применять оружие, к счастью, не доводилось.
— Талантливый человек талантлив во всем, — поддерживает Иван Липницкий. — Вероника стала победителем районного конкурса «Лидер года — 2015» в номинации «Лучшийсотрудник правоохранительных органов“.
— А наш районный Московский уголовный розыск по итогам года признан лучшим в Беларуси, — парирует собеседница. — Просто я попала в отличный коллектив, где по-другому работать нельзя.
— Вероника, последний вопрос, без которого явно не обойтись. Ваш молодой человек ваше призвание одобряет?
— Согласна, что не каждый готов выдержать специфическую профессию своей избранницы. Ненормированный рабочий день, суточные дежурства по 4-5 раз в месяц, табельный пистолет в кобуре и так далее. А на вопрос отвечу так. Говорят, что беда не приходит одна. Но и счастье ведь ходит парой. Я люблю свою работу, горжусь ею. А мой молодой человек — также сотрудник милиции. И он меня понимает. Вот так все совпало.
— Завтра у работников милиции профессиональный праздник. Что пожелаете коллегам?
— Разумеется, здоровья, профессиональных успехов, благополучия их семьям. А еще всегда возвращаться с работы домой и желательно вовремя.
Автор благодарит пресс-офицера Московского РУВД Оксану Буцаеву за помощь в подготовке материала
Автор: Олег ПАХОЛКИН