УП «Минскпроект» напоминает, что в соответствии с основными положениями Генерального плана г.Минска, рассматриваемый градостроительный проект решал следующие задачи:
- установление градостроительных требований по использованию и застройке территории детального плана;
- улучшение качества городской среды, путем упорядочения территорий, комплексной их реконструкции;
- повышение интенсивности использования городских земель, а также нара-щивание ресурсных возможностей существующих инженерных сетей и объектов транспортной инфраструктуры.
В ходе общественного обсуждения, проектировщиками было отмечено, что проектируемая территория полностью находится в зоне общественной многофункциональной застройки с объектами общегородского центра, что накладывает определённые ограничения на развитие объектов жилого назначения. При этом, проектное решение детального плана предусмотрело возможность сохранения существующего жилого фонда, с учётом обеспечения его необходимым социальным стандартом жилой среды.
Решение многих поднятых в обращении граждан вопросов, было предусмотрено в разработанном проекте детального планирования.
По существу представленных замечаний и предложений, в порядке их очерёдности, сообщаем следующее:
1. Необходимо уточнить, что в рамках разработанного детального плана уплотнение территории не предусматривалось. Проектом предусматривалось упорядочение сформированной в настоящее время застройки, приведение её в соответствие с градостроительными регламентами, с учётом соблюдения баланса законных интересов всех землепользователей.
Ссылка на главу 2 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011-2015 годы, в части удовлетворения различных потребностей человека и достижения высокого уровня благоустройства, относится к формированию районов жилищного строительства, а также их реконструкции. В нашем случае, рассматривается территория (к настоящему времени сформированная) общественной многофункциональной застройки с объектами общегородского центра.
Данная территория характеризуется высокой градостроительной ценностью, по отношению к которой должно предъявляться требование по повышению интенсивности использования территорий, включая подземное и надземное пространство, с целью ограничения территориального роста г.Минска («Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011-2015 годы» глава 2, направление 2).
2. В соответствии с п.4.2.3 раздела «Программа реализации детального плана», детальный план определяет обязательное условие реализации проектного решения, которое устанавливает следующий порядок: осуществление освоения территории производится только после разработки и согласования (в установленном порядке) рабочих проектов объектов застройки.
3. В пределах границ проектируемой территории граждане не могут быть обеспечены тем перечнем объектов социальной инфраструктуры, который предусмотрен при формировании районов жилой застройки (см. ответ на замечание №1).
3.1 Благодаря развитой системе общественного пассажирского транспорта и высокому современному уровню автомобилизации населения, граждане проживающие в данном районе имеют практически неограниченные возможности для использования широкого спектра спортивных, физкультурно-оздоровительных и других объектов в составе городского общественного центра, а также в пределах транспортной доступности, (согласно п.7.4.2 ТКП 45-3.01-116-2008: повседневного пользования – не более 30 мин; периодического – не более 1ч; эпизодического – не более 2ч) .
Данных объектов в настоящее время имеется в избыточном количестве, а их мощности недозагружены.
3.2 Ранее во встроенных помещениях жилого дома по пер.Молочному, 4 размещалось детское дошкольное учреждение. Для обеспечения минимальной нормируемой потребности проживающего населения, в условиях дефицита территории, проектное решение детального плана предусматривает возможность возврата данных помещений под функции детского сада.
Данное проектное решение позволит не только сохранить существующее положение с обеспечением населения проектируемой территории местами в детских дошкольных учреждениях, но и значительно её улучшить.
Вопросы предоставления мест в детских дошкольных учреждениях, организации работы и порядка пребывания в них находятся в компетенции
управления образования, спорта и туризма администрации Московского района.
Данное проектное решение не противоречит требованиям Постановления министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 №8 (п.29, п.30), а также действующему ТКП 45-3.02-249-2011 «Здания и помещения учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (п.4.12, п.5.12, п.5.13). Условия реализации данного проектного решения были указаны в разделе «Программа реализации детального плана» (см. ответ на замечание №2).
3.3 В соответствии с расчётом выполненным в экономическом разделе проекта, проживающее население полностью обеспечено существующими объектами тогово-бытового (в том числе магазины шаговой доступности) обслуживания и общественного питания в пределах нормативной доступности, что подтверждено соответствующими заключениями комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома и государственного предприятия «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии».
Ссылка на п.7.4.16 ТКП 45-3.01-116-2008 (относительно недопустимости обслуживания населения без наличия единичных предприятий повседневного спроса) является не корректной.
С учётом градостроительной ситуации, обслуживание населения может обеспечиваться за счёт объектов с различной формой функционирования, с учётом возможной кооперации с другими видами обслуживания, в увязке с системой общественного пассажирского транспорта.
Требование указанное в п.3 ст.8 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014г. №128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» относится ко вновь размещаемым объектам, при формировании соответствующей административно-территориальной единицы, для учёта при разработке схем размещения данных объектов, с целью оптимизации затрат.
4.1, 4.2 Проектное решение предусматривает нормируемую обеспеченность местами парковки и хранения автомобилей (с учётом всех объектов находящихся в границах детального плана), в пределах нормативной доступности.
Расчёт выполнен в соответствии с ТКП 45-3.01-116-2008 и изменением №2 к ТКП 45-3.01-116-2008 (приложение В, таблица В.1) при уровне автомобилизации 380 м/мест на 1000 жителей (с учётом К=1,26).
Данный уровень автомобилизации является перспективным, с учётом политики Генерального плана г.Минска (ориентированной на умеренное сдерживание уровня автомобилизации, при поэтапном развитии системы общественного пассажирского транспорт) и может не соответствовать его современному состоянию.
4.3 Проектом предусмотрена возможность размещения в границах детального плана многоуровневых паркингов, в соответствии со схемой функционального зонирования территории. Графическое изображение границ зон функционального назначения для размещения объектов хранения автотранспорта не является параметрами данных объектов (при определении санитарных разрывов).
В соответствии с Основными направлениями государственной градо-строительной политики Республики Беларусь на 2011-2015 годы (глава 2, направление 3), одним из направлений совершенствования пространственной организации городских поселений является внедрение новых форм организации парковок и стоянок автомобильного транспорта, для обслуживания жилых и общественных объектов.
Одной из современных форм организации парковок и стоянок является система компактных, автоматизированных паркингов. Применение данных систем оправдано в условиях реконструкции, с учётом санитарно-гигиенических, экологических и планировочных ограничений (сокращение общего количества выхлопных газов, компактное размещение с учётом малых габаритов, сокращение подъездных путей – пандусов). Положение данных объектов в системе застройки, предусматривает возможность организации подъездов к ним исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым пространствам.
Принимая во внимание определённые финансовые и организационные сложности в отношении реализации данных объектов, временно допускается территории резервируемые для строительства многоуровневых автостоянок-паркингов (в соответствии с п.11.6.5 ТКП 45-3.01-116-2008) использовать для автомобильных стоянок на открытых площадках.
Современное положение не позволяет содержать придомовые участки в удовлетворительном состоянии по причине неконтролируемого использования территории для парковки автомобилей.
Организовать надлежащий контроль возможно только после организации пространства путём комплексной реконструкции, с учётом современных требований по формированию среды обитания человека, с последующим установлением режима использования и обслуживания данных территорий.
Разработка проектов комплексного благоустройства не входит в функции детального плана и выполняется на следующих стадиях проектирования (при обязательном согласовании с жителями застройки).
5. В соответствии с расчётом, выполненном в экологическом разделе детального плана, проектная озеленённость территории составит 23,1%. Согласно градостроительным регламентам застройки общественных территорий, уровень озеленённости общественных территорий в условиях реконструкции может быть снижен на 25%. Следовательно , перспективный уровень озеленённости (с учётом предполагаемой в проекте реконструкции) проектируемой территории будет обеспечен проектным балансом зелёных насаждений.
6. Проектным решением детального плана (в разделе «Транспортное обслуживание») предусмотрена реконструкция существующих жилых улиц, переулков и проездов, с максимальным сохранением их трассировки и доведением параметров поперечного профиля до необходимых. Кроме того предусматривается освобождение от автостоянки пер. Добромысленский и устройство дополнительной транспортной развязки ул.Московская-ул.Суражская.
Данные мероприятия обеспечат необходимые условия для транспортного обслуживания проектируемой территории и улучшат манёвренность автотранспорта, с учётом существующих и проектных объектов.
7. В соответствии с Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», эскиз застройки не является обязательной частью градостроительного проекта детального планирования, а в случае включения его в состав проекта, он не является его утверждаемой частью (т.е. не обязателен к применению).
Принимая во внимание сложность и важность задачи по взаимной увязке и достижения баланса интересов всех землепользователей на данной территории, её решение целесообразно выделить в отдельную тему, с разработкой вариантов организации территории в системе её комплексного благоустройства.
В связи с этим, целесообразно определить следующий порядок дальнейшего проектирования: 1- разработка концепции, с построением принципиальных схем; 2- эскизный проект, с определением основных параметров; 3 – строительный проект с детальной проработкой элементов и уточнением параметров.
При разработке данных проектов жители могут активно участвовать в их сопровождении (обсуждать и предлагать свои решения), а затем утверждать.
Только такой порядок проектирования способен обеспечить возможность удовлетворения законных требований жителей застройки по конкретной организации территории, с учётом нормативных требований санитарно-гигиенических, экологических и планировочных ограничений, при соблюдении баланса взаимных интересов смежных землепользователей.
Выводы:
1 - Данный градостроительный проект детального планирования разработан проектными организациями УП «Минскпроект» и УП «Минскградо» в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами, что подтверждается выданными заключениями комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, ГП «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии», согласование министерства культуры Республики Беларусь, согласование министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
2 - Большая часть требований, указанных в перечне замечаний и предложений учтена в проектном решении разработанного детального плана.
Часть требований - может быть учтена и предусмотрена только на следующих стадиях проектирования.
Отдельные требования не могут быть удовлетворены по объективным причинам (см. ответы по всему перечню вопросов).
3 - Необходимо принять к сведению, что установление проектных регламентов детального плана не может исходить исключительно только из приоритета интересов жителей данной застройки, в связи с общественным функциональным назначением территории, которое определёно Генеральным планом г.Минска.
Данное обстоятельство накладывает определённые ограничения на условия развития жилой застройки.
4 - При этом, проект предусматривает (за счёт реконструкции, со сносом объектов коммунального хозяйства и ветхих хозяйственных построек) возможность для улучшения организации придомовых территорий, с частичным улучшением качества жилой среды.
Проектное решение предусматривает возвращение встроенных помещений жилого дома по пер.Молочный, 4 под функции детского дошкольного учреждения.
Кроме того, проект устанавливает ограничения на процесс неконтролируемой застройки, и позволит жителям определять режим и порядок использования территории в пределах границ функциональной зоны.
Значительное улучшение санитарно-гигиенического и экологического состояния на проектируемой территории обеспечат мероприятия по реконструкции, трансформации производств (РУП «Белмедпрепараты»), выносу и сносу объектов промышленного и коммунального назначения (предприятие автосервиса ООО «Манко», котельная ЗАО «Банк ВТБ», коммунальные объекты, примыкающие к территории школы №41 со стороны железной дороги, а также объекты ООО «Глобал-Сити» расположенные в центре застройки).
Кроме того, в рамках другого детального плана будет предусмотрен вынос (как не соответствующих регламентам Генерального плана г.Минска) промышленных и коммунальных объектов на смежной территории в границах ул.Фабрициуса-ул.Суражской –железной дороге.
5 - Принять к сведению следующие предложения поступившие в процессе работы комиссии по подведению итогов общественного обсуждения, от её членов:
- для обеспечения возможности более полного удовлетворения требований граждан по наведению порядка на придомовых территориях, а также их обустройству, сформировать (из числа граждан) товарищество собственников для организации данной работы, включая контроль над разработкой проектов реконструкции данных территорий и над их реализацией;
- принимая во внимание повышенную антропогенную нагрузку на данную территорию, предусмотреть размещение дополнительных объектов озеленения общего пользования и парковок на смежной территории в рамках разработки (при активном участии общественности и представителей администрации) градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул. Фабрициуса - Суражская – ж/д.