Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

Алкоголизм – это пpогpeдиeнтнoe заболевание, oпpeдeляющeecя патологическим влeчeниeм к cпиpтнoмy, пcихичecкoй и физичecкoй зaвиcимостью, paзвитиeм диcфyнкциoнaльнoгo состояния при прекращенииупотребленияалкоголя, a в дaлeкo зaшeдших cлyчaях cтoйкими coмaтoвeгeтaтивными раccтpoйcтвaми и пcихичecкой дeгpaдaциeй.

Алкоголь – это:

  • 90 % всех случаев сексуального насилия;
  • 80 % первых сексуальных опытов;
  • 70 % незапланированных беременностей;
  • 60 % всех случаев передачи ИППП (инфекций, передаваемых половым путем);
  • 50 % дорожно-транспортных происшествий;
  • 50 % распада семей из алкоголизма одного из супругов;
  • 50 % убийств;
  • 25 % самоубийств

Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий:

  1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;
  2. Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму.

Обстоятельства, способствующие употреблению алкоголя – называются факторами риска. А обстоятельства снижающие употребление алкоголя – называются факторами защиты.

Факторы риска:

  • Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида.
  • Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками.
  • Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников.
  • Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей, поведения и т.д.).
  • Раннее начало половой жизни.
  • Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье.
  • Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться.
  • Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

  • Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствиеконфликтов в семье.
  • Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость кстрессам.
  • Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем.
  • Регулярное медицинское наблюдение.
  • Низкий уровень криминализации в населенном пункте.
  • Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы,устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение.
  • Соблюдение общественных норм.

Профилактика алкоголизма

Первичная профилактика включает мероприятия, направленные на своевременное предупреждение причин алкоголизма задолго до того, как они могут появиться. Младший и средний возраст человека – наиболее оптимальный период с точки зрения формирования антиалкогольных установок.

Первичная профилактика алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями:

  • развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;
  • направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;
  • усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;
  • воздействие на факторы риска алкоголизации с целью их уменьшения;
  • развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);
  • развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на подростков и молодых людей.

Первичная профилактика алкоголизма проводится посредством нескольких стратегий:

  • Первая стратегия— информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Контингенты воздействия— дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешкольные подростковые, молодежные коллективы и группы; дети, не посещающие школу; дети, не имеющие родителей и постоянного места жительства; неорганизованные группы населения.

  • Вторая стратегия- формирование мотивации на социально поддерживающее поведение.

Контингенты воздействия— семья (родители); учителя; дети, подростки в школьных коллективах и вне их; дети, не посещающие школу; дети, не имеющие семьи и постоянного места жительства.

  • Третья стратегия— развитие проективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Контингенты воздействия— дети, подростки, молодежь в учебных заведениях и вне их; учителя; родители (семья).

  • Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

Контингенты воздействия— дети, подростки и молодежь в учебных коллективах и вне их; учителя; родители (семья).

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

  • воздействие средств массовой информации;
  • антиалкогольное обучение;
  • использование альтернативных употреблению алкоголя программ детско-подростковой и молодежной активности;
  • создание социально поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные просоциальные организации и т.д.);
  • проведение антиалкогольных мотивационных акций;
  • организация деятельности социальных работников и волонтеров;
  • деятельность системы ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной профилактики:

  • развитие личностных ресурсов;
  • формирование социальной и персональной компетентности;
  • развитие адаптивных стратегий поведения;
  • формирование функциональной семьи.

Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.

Вторичная профилактика имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь. Сюда входит ранняя диагностика, раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами алкоголизации, предложение широкой психологической помощи (клиническая беседа, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего).

Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Вторичная профилактика алкоголизма осуществляется с применением различных стратегий:

  • Первая стратегия— формирование мотивации на изменение поведения.

Контингенты воздействия — дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

  • Вторая стратегия— изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Контингенты воздействия — дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

  • Третья стратегия— формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия — дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

Социальные и педагогические технологии:

  • формирование мотивации на полное прекращение употребления алкоголя, если оно имеет место;
  • формирование мотивации на изменение поведения.

 Психологические технологии:

  • преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;
  • осознание формирующейся зависимости от алкоголя как проблемы личности;
  • анализ, осознание и развитие личностных ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие концепции, принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению алкогольной среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика касается помощи больным, выздоравливающим от алкоголизма. Этой цели служат образование клубов трезвости, обществ типа «Анонимные алкоголики», организация психологических консультаций для выздоравливающих.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов полностью отказаться от него.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие проведения третичной профилактики.

Третичная профилактика алкоголизма осуществляется с применением нескольких стратегий:

  • Первая стратегия— формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Контингенты воздействия — лица, зависимые от алкоголя. В процесс мотивационной работы при необходимости включаются члены семьи.

  • Вторая стратегия— изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Контингенты воздействия — лица, зависимые от алкоголя. В процесс данной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.

  • Третья стратегия— осознание ценностей личности.

Контингенты воздействия — лица, зависимые от алкоголя.

  • Четвертая стратегия— изменение жизненного стиля.

Контингенты воздействия — лица, зависимые от алкоголя. 

  • Пятая стратегия— развитие коммуникативной и социальной компетентности.

Контингенты воздействия — лица, зависимые от алкоголя.

  • Шестая стратегия— формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия — члены семьи, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.

Социальные и педагогические технологии:

  • формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;
  • формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью.

Психологические технологии:

  • осознание личных целей и путей их достижения;
  • осознание влечения и зависимости;
  • изменение жизненного стиля в целом;
  • развитие коммуникативной и социальной компетентности;
  • развитие личностных ресурсов совладения с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.