Тел. (+375 17) 260-63-96,
факс +375 17 368-14-07
1. Что такое болезнь, вызванная вирусом Эбола?
Болезнь, вызванная вирусом Эбола, БВВЭ (ранее называлась «геморрагическая лихорадка Эбола» ГЛЭ), представляет собой тяжелое, и нередко смертельное заболевание с коэффициентом смертности, доходящем до 90%. Этому заболеванию подвержены люди и приматы (мартышки, гориллы и шимпанзе).
Впервые ГЛЭ была зарегистрирована в 1976 году в двух одновременных вспышках, одна из которых произошла в деревне вблизи реки Эбола в Демократической Республике Конго, а другая в отдаленном районе Судана.
Происхождение вируса не установлено, однако на основании имеющихся данных считается, что вероятным хозяином вируса Эбола являются плодоядные летучие мыши семейства Pteropodidae (крыланы).
2. Каким образом происходит инфицирование людей этим вирусом?
В рамках текущей вспышки болезни в Западной Африке большинство случаев инфицирования людей произошло в результате передачи инфекции от человека к человеку.
Инфицирование происходит при прямом контакте поврежденной кожи или слизистых оболочек с кровью или другими биологическими жидкостями или выделениями (калом, мочой, слюной, спермой) инфицированных людей. Инфицирование может также произойти при контакте поврежденной кожи или слизистых оболочек здорового человека с окружающими предметами, загрязненными инфекционными жидкостями пациента с БВВЭ, такими как испачканная одежда, постельное белье или использованные иглы. Передача инфекции в сообществах происходит также во время похорон и погребальных обрядов, при которых присутствующие люди имеют прямой контакт с телом умершего человека.
Люди являются разносчиками заболевания до тех пор, пока их кровь и выделения содержат вирус. После выздоровления человек может передать вирус своему партнеру через сперму в течение около 7 недель.
3. Кто подвержен наибольшему риску заражения?
Во время вспышки заболевания к числу лиц, подверженных большему риску, относятся:
4. В каких странах в настоящее время регистрируется вспышка БВВЭ?
В странах Западной Африки - Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне, Нигерия, Конго.
5. Каковы типичные признаки и симптомы инфекции?
Начало заболевания сопровождается внезапным повышением температуры тела, сильной слабостью, болями в мышцах, головной болью и болью в горле. В дальнейшем наблюдаются тошнота, диарея, сыпь, нарушение функции почек и печени и в некоторых случаях внутренние и внешние кровоизлияния.
Инкубационный период или период времени с момента инфицирования до проявления симптомов составляет от 2 до 21 дня. Пациент становится контагиозным (способным заразить окружающих), когда у него начинают проявляться симптомы. В ходе инкубационного периода больные не опасны.
Инфицированность вирусом Эболы можно подтвердить лишь при помощи лабораторного анализа.
6. Когда следует обращаться за медицинской помощью?
Если Вы посетили район, о котором известно, что в нём циркулирует болезнь, вызванная вирусом Эбола, или Вы вступили в контакт с человеком, в отношении которого известно или подозревается, что у него вирус Эбола, и стали проявляться симптомы, Вам следует незамедлительно обратиться к врачу.
7. В чем состоит лечение?
Тяжело больным пациентам необходима интенсивная медицинская помощь. Лицензированных лекарственных препаратов и методов лечения, позволяющих вылечить это заболевание, в настоящее время не существует.
При надлежащем медицинском уходе некоторые пациенты могут поправиться.
Для борьбы против дальнейшего распространения вируса лица, у которых болезнь подозревается или подтверждена, должны изолироваться от других пациентов, а медработники должны общаться с ними, неукоснительно соблюдая меры инфекционного контроля.
8. В чем состоит профилактика?
Специфической профилактики (вакцинации) от БВВЭ нет.
Рекомендуется избегать необоснованных выездов в эпидемиологически неблагополучные страны Западной Африки до улучшения эпидобстановки по БВВЭ.
Пребывающим в эндемичных зонах следует тщательно соблюдать правила личной гигиены, избегать тесных контактов с больными, имеющими лихорадку, диспепсический и гриппоподобный синдром, и с животными (летучими мышами, приматами).
Кроме того, необходимо ограничить контакты с животными из групп высокого риска инфицирования (такими как крыланы, мартышки или приматы) в затронутых лесных тропических районах. Не прикасайтесь к животному, если Вы предполагаете у него инфекцию. Перед употреблением в пищу продукты животного происхождения (кровь и мясо) необходимо подвергать тщательной тепловой обработке.
При появлении симптомов заболевания после поездок в Гвинею, Либерию, Сьерра-Леоне, Нигерию, Конго в течение 3 недель после возвращения из поездки необходимо как можно раньше обратиться за медпомощью и обязательно рассказать врачу о месте и времени пребывания за рубежом, наличии контакта с больными в пути, по месту жительства, работы, отдыха.
9. Безопасно ли совершать поездки с людьми, инфицированными вирусом Эбола? Что рекомендует ВОЗ в отношении поездок?
Как и в случае любой другой болезни, всегда есть вероятность того, что человек, подвергшийся воздействию вируса Эбола, отправится в поездку. Если у такого человека не развились симптомы заболевания, он не может передать БВВЭ окружающим людям. В случае, если у человека развились симптомы, он должен немедленно обратиться за медицинской помощью при первых признаках недомогания. Для этого необходимо либо известить экипаж самолета или судна, либо, по прибытии в пункт назначения, немедленно обратиться за медицинской помощью. Лица, совершающие поездки, у которых появились первые симптомы БВВЭ, должны быть изолированы для предотвращения дальнейшего распространения инфекции.
Риск того, что человек, совершающий туристическую или деловую поездку, будет инфицирован вирусом Эбола во время посещения затронутых районов, а по возвращении домой у него разовьется болезнь, крайне низкий, даже в случае посещения тех мест, где были зарегистрированы первые случаи заболевания. Для передачи инфекции необходим прямой контакт с кровью, выделениями, органами или биологическими жидкостями инфицированных людей или животных, живых или мертвых. Такие контакты маловероятны для людей, совершающих обычные поездки. В любом случае туристам рекомендуется избегать таких контактов.
Если вы навещаете семью или друзей в затронутых районах, риск инфицирования для вас такой же низкий, если только вы не имеете прямых физических контактов с больным или умершим человеком. В этом случае важно известить органы общественного здравоохранения и пройти наблюдение в рамках отслеживания контактов. Отслеживание контактов необходимо для подтверждения того, что Вы не подверглись воздействию БВВЭ, и для предотвращения дальнейшего распространения болезни на основе мониторинга.
Общий совет ВОЗ в отношении поездок
10. Каким образом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обеспечивает охрану здоровья во время вспышек заболевания?
ВОЗ консультирует страны и население по техническим вопросам в области подготовки к вспышкам Эболы и реагирования на них.
Действия ВОЗ также включают:
Министерство здравоохранения Республики Беларусь в тесном сотрудничестве с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также с ВОЗ, продолжает работу по недопущению ввоза и распространения на территории страны болезни, вызванной вирусом Эбола. В настоящее время эпидемиологическая ситуация находится под контролем.
Центр гигиены и эпидемиологии Московского района г.Минска
Проживание в многоквартирных домах в ряде случаев имеет ряд неудобств, которые создают громкая музыка, шумные вечеринки и иные действия соседей, нарушающие спокойствие других граждан.
В указанной ситуации возникает закономерный вопрос, соответствует ли поведение названых лиц требованиям закона и какие действия можно предпринять в отношении нерадивых соседей.
Необходимо отметить, что на физических и юридических лиц в области жилищных отношений в соответствии со ст.26 Жилищного кодекса Республики Беларусь возложены обязанности по соблюдению установленных правил пользования жилыми помещениями.
Так, согласно п.п. 7.10 п.7 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 №399, граждане обязаны пользоваться телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя других граждан в жилом доме. С 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий).
Нарушение правил пользования жилыми помещениями влечет административную ответственность по ч.1 ст.21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
За совершение данного нарушения предусмотрена возможность наложения на виновное физическое лицо штрафа в размере до тридцати базовых величин.
В настоящее время составление протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст.21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях относится к компетенции должностных лиц местных администраций, а также организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда.
Действующим законодательством к злостным нарушителям правил пользования жилыми помещениями предусмотрена возможность применения и иных мер ответственности.
Так, согласно п.3 ст.61 Жилищного кодекса Республики Беларусь договор найма жилого помещения может быть расторгнут, если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи, граждане, которым нанимателем предоставлено право владения и пользования жилым помещением на основании договора поднайма жилого помещения, систематически (три и более раза в течение календарного года со дня применения первого административного воздействия) используют жилое помещение не по назначению, либо систематически допускают нарушение требований настоящего кодекса, что делает невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном жилом доме, договор найма
В силу п.1 ст.85 Жилищного кодекса Республики Беларусь подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения по требованию собственника жилого помещения или других заинтересованных лиц граждане, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, делающие невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном жилом доме, были предупреждены собственником о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения и в течение года после такого предупреждения привлекались к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
Член организации застройщиков в соответствии с п.1 ст.196 Жилищного кодекса Республики Беларусь может быть исключен из этой организации в случае систематического нарушения правил пользования жилыми помещениями.
Прокуратура Московского района г.Минска
Генеральным планом города Минска, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 №165, определены основные принципы и направления планирования социально-экономического и градостроительного развития столицы.
В частности, указанным нормативным правовым актом предусмотрено расселение жителей города и создание новых рабочих мест, размещение нового строительства и реконструкция существующей застройки с наращиванием инженерной и транспортной инфраструктуры в оптимальной компактной территориально-пространственной форме города с комплексным, сбалансированным развитием и организацией жизнедеятельности горожан на территориях всех структурно-планировочных зон белорусской столицы.
Возведение объектов социально-культурного, коммунально-бытового и производственного назначения подлежит осуществлению не только за счет освоения незастроенных территорий, а также путем уплотнения имеющейся застройки, трансформации отдельных территорий, реконструкции со сносом районов усадебной и низкоплотной многоквартирной застройки,
Указанное направление градостроительного развития столицы влечет необходимость изъятия земельных участков у их собственников, владельцев для государственных нужд, последующей реализации имущественных прав граждан, организаций в связи с предстоящим сносом размещенных на земельных участках объектов недвижимого имущества, в том числе блокированных и многоквартирных жилых домов.
На протяжении длительного периода времени в белорусском законодательстве процедура реализации имущественных прав граждан, организаций в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд и сносом размещенных на них объектов недвижимости не являлась детально регламентированной.
В Жилищном кодексе Республики Беларусь (1999 года) указанному вопросу посвящено лишь несколько статей, которые закрепляли исключительно основные права субъектов названных отношений.
Процедура реализации данных прав не была надлежащим образом урегулирована актами законодательства.
Впервые на современном этапе развития белорусского общества указанная проблема была решена в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 №58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд».
В дальнейшем правовые нормы, регламентирующие данные вопросы, нашли свое отражение в Жилищном кодексе Республики Беларусь (2012 года).
Таким образом, в настоящее время порядок реализации имущественных прав граждан, организаций в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд и сносом размещенных на них объектов недвижимости определен Жилищным кодексом Республики Беларусь и Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 №58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд» (далее – Указ).
В соответствии с требованиями действующего законодательства земельный участок может быть предоставлен местным исполнительным комитетом для государственных нужд только после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора.
Так, при необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд, на котором расположены объекты недвижимого имущества граждан или организаций, местный исполнительный комитет принимает решение о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
В решении о предстоящем изъятии земельного участка должны быть указаны:
Решение о предстоящем изъятии земельного участка может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в двухмесячный срок со дня его вынесения.
В соответствии с п.1 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.4 Указа местный исполнительный и распорядительный орган либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, обязаны до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве общей собственности на жилое помещение) реализацию одного из его прав на получение:
Согласно п.2 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.5 Указа местный исполнительный и распорядительный орган при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, обязан предложить собственнику жилого дома (собственнику доли в праве общей собственности на жилое помещение) дополнительно к указанным выше правам реализацию одного из его прав на:
Минский городской исполнительный комитет до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд обязан дополнительно предложить собственнику сносимого жилого дома (собственнику доли в праве собственности на жилое помещение), находящегося на земельном участке в городе Минске, реализацию права на предоставление ему вне очереди и без проведения аукциона земельного участка на вещных правах, предусмотренных законодательством, для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь с выплатой денежной компенсации.
Необходимо отметить, что собственником может быть реализовано по выбору только одно из прав, предусмотренных п.п. 1, 2 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п. 4, 5 Указа.
В силу п.7 Положения о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 №58 (далее – Положение), при сносе жилого дома, квартиры, строений, сооружений и насаждений при них местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, в порядке, предусмотренном законодательством, также обеспечивает возмещение лицам, чьи права ущемляются решением об изъятии земельного участка для государственных нужд, расходов, связанных с переездом, в том числе с изменением места жительства в пределах Республики Беларусь; с временным пользованием другими жилыми помещениями, до предоставления жилого дома, квартиры; с оформлением права собственности на предоставляемые жилой дом, квартиру; с оформлением документов в отношении земельного участка, предоставляемого взамен изымаемого, и прав на него; с возмещением убытков вследствие утраты движимого имущества в случаях, предусмотренных в ч.2 п.17 Положения.
В том случае, если сносу подлежат не завершенные строительством либо завершенные строительством и не зарегистрированные в установленном порядке жилой дом, квартира в блокированном жилом доме, кроме самовольно построенных, их собственнику предоставляется право на возмещение убытков, размер которых определяется в порядке, установленном законодательством. При этом землепользователь изымаемого земельного участка имеет право на предоставление по его желанию и при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, равноценного земельного участка взамен изымаемого.
Местный исполнительный комитет обязан принять меры по реализации указанных выше прав в срок, определенный в решении о предстоящем изъятии земельного участка, который не может превышать двух лет со дня его принятия.
По истечении указанного срока решение о предстоящем изъятии земельного участка считается утратившим силу.
Процедура реализации имущественных прав граждан, организаций в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд осуществляется следующим образом.
Так, местный исполнительный комитет в течение трех рабочих дней после принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка направляет гражданину или организации, являющимся собственниками подлежащих сносу объектов недвижимого имущества, заказным письмом по месту жительства гражданина или месту нахождения организации копию названного решения (выписку из него) с указанием оснований такого изъятия и иных сведений, установленных законодательством.
Одновременно местный исполнительный комитет уведомляет нотариальные конторы, нотариальные бюро, соответствующую территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка о предстоящем изъятии земельного участка и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества и об ограничении прав собственника по распоряжению им. При этом собственник вправе в соответствии с законодательством осуществить государственную регистрацию ранее незарегистрированных объектов недвижимого имущества, находящихся на изымаемом земельном участке, за исключением самовольно построенных, а также в установленном порядке оформить правоудостоверяющий документ на земельный участок.
В случае, если гражданин, являющийся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, не уполномочивший никого из дееспособных лиц решить вопрос о судьбе этого имущества, неизвестен или неизвестно его место жительства, место нахождения, местный исполнительный комитет принимает меры по его розыску в соответствии с законодательством через органы внутренних дел.
После получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка собственник сносимого объекта недвижимого имущества не вправе без согласия местного исполнительного комитета, принявшего решение о предстоящем изъятии земельного участка, производить его раздел, продажу, мену, дарение, передавать в ренту, производить иное отчуждение подлежащего сносу объекта недвижимого имущества, а также передавать его в залог.
В случае выбора собственником сносимого объекта недвижимого имущества одного из прав, предусмотренных законодательством, он подает соответствующее заявление в местный исполнительный комитет, принявший решение о предстоящем изъятии земельного участка. Данное заявление должно быть подано собственником в течение месяца со дня получения предложений по реализации его прав.
Минский горисполком при получении заявления собственника сносимого объекта недвижимого имущества, находящегося на земельном участке в г. Минске, о выборе права на предоставление ему земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь в течение семи рабочих дней направляет в адрес местного исполнительного комитета (местных исполнительных комитетов), в компетенцию которого (которых) входит принятие решения о предоставлении земельного участка в населенном пункте, выбранном собственником сносимого объекта недвижимого имущества, ходатайство о предоставлении такому собственнику вне очереди и без проведения аукциона земельного участка.
Соответствующий местный исполнительный комитет в течение десяти рабочих дней рассматривает ходатайство Минского горисполкома и информирует его о возможности удовлетворения этого ходатайства с указанием примерной площади, местонахождения земельного участка, возможных вещных правах на него либо об объективной невозможности предоставления земельного участка, в том числе подтвержденной генеральными планами города и иного населенного пункта, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством.
Минский горисполком в течение семи рабочих дней после получения информации из местного исполнительного комитета сообщает о его решении собственнику сносимого объекта недвижимого имущества, находящегося на земельном участке в г. Минске. При этом собственник сносимого объекта недвижимого имущества в течение месяца со дня получения информации из Минского горисполкома обязан в установленном законодательством порядке обратиться с заявлением о предоставлении выбранного им земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в местный исполнительный комитет, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка, а также подать в Минский горисполком заявление о предоставлении ему денежной компенсации.
В случае объективной невозможности, в том числе подтвержденной генеральными планами города и иного населенного пункта, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, реализации данным собственником права на предоставление ему земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь либо отказа собственника от предложенных ему вариантов земельных участков Минский горисполком обязан по выбору собственника обеспечить реализацию одного из его прав, предусмотренных в пункте п.1 и ч.1 п.2 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п. 4, 5 Указа.
Местный исполнительный комитет при рассмотрении заявления собственника сносимого объекта недвижимого имущества о выбранном способе реализации прав ознакамливает его под роспись с конкретным вариантом (вариантами) предоставления соответствующих прав. При этом замена выбранного собственником конкретного варианта реализации его прав может быть осуществлена местным исполнительным комитетом только с согласия собственника сносимого объекта недвижимого имущества.
В случае, если заявление не подано в установленный срок или между собственником сносимого объекта недвижимого имущества и местным исполнительным комитетом, принявшим решение о предстоящем изъятии земельного участка, либо по его решению лицом, которому предоставляется земельный участок, не достигнуто согласие в выборе права, определенного в п.п. 1 или 2 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п 4 или 5 Указа, или его реализации, а также если собственник не согласен с размером, способом и (или) условиями возмещения понесенных им убытков, местным исполнительным комитетом составляется протокол разногласий, который подписывается этим собственником, должностным лицом, уполномоченным соответствующим местным исполнительным комитетом, и лицом, которому предоставляется земельный участок.
Если собственник сносимого объекта недвижимого имущества откажется подписать протокол разногласий, в протоколе делается соответствующая отметка, заверяемая подписью лица, его составившего. Собственник, отказавшийся подписать протокол разногласий, вправе дать объяснение причин отказа, которое заносится в протокол или прикладывается к нему (о чем делается отметка в протоколе).
Местный исполнительный комитет либо лицо, которому предоставляется земельный участок, в двухнедельный срок со дня подписания протокола разногласий обращается в суд с иском о выкупе объекта недвижимого имущества либо о выселении собственника, членов его семьи и иных граждан, имеющих право владения и пользования этим объектом недвижимого имущества, с предоставлением им других объектов недвижимого имущества, отвечающих требованиям, установленным законодательством.
При этом решение об изъятии и предоставлении земельного участка может быть принято местным исполнительным комитетом только после вступления в силу постановления суда.
Оценка подлежащих сносу объектов недвижимого имущества с определением их рыночной стоимости, равной стоимости аналогичных объектов, не подлежащих сносу, а также оценка предоставляемых объектов недвижимого имущества осуществляются по рыночной стоимости в соответствии с п.п. 3.1 п.3 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 №615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь».
Данные оценки выполняются за счет средств местного исполнительного комитета либо лица, которому по решению этого местного исполнительного комитета предоставляется земельный участок.
В случае, если при реализации прав, предусмотренных в п.п. 1, 2 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п. 4, 5 Указа, рыночная стоимость предоставляемых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем или квартиры типовых потребительских качеств превышает рыночную стоимость подлежащих сносу объектов недвижимого имущества, разница в их стоимости с собственника не взыскивается.
В случае выбора гражданином, являющимся собственником сносимых жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), права на получение в собственность квартиры типовых потребительских качеств взамен подлежащих сносу жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество) ему предоставляется квартира типовых потребительских качеств, общая площадь которой должна определяться исходя из расчета не менее пятнадцати квадратных метров на собственника и на каждого члена его семьи, зарегистрированного по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире).
Общая площадь получаемой в собственность квартиры типовых потребительских качеств должна быть не менее общей площади подлежащего сносу жилого дома (квартиры) либо с согласия собственника может быть менее общей площади подлежащего сносу жилого дома (квартиры), но не менее общей площади, определяемой исходя из расчета не менее пятнадцати квадратных метров на собственника и на каждого члена его семьи, зарегистрированного по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире).
При определении размера общей площади не учитываются наниматели и граждане, которым предоставлено право владения и пользования жилым домом (квартирой) после получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка (за исключением собственника и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как собственника, так и членов его семьи, которым в установленном порядке предоставлено право владения и пользования жилым помещением).
В случае невозможности предоставления в собственность одной квартиры типовых потребительских качеств не менее общей площади, определенной частью первой настоящего пункта, собственнику могут быть предоставлены в собственность несколько квартир типовых потребительских качеств.
Гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на дополнительную площадь сверх установленной минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения, предоставляется дополнительная площадь в виде жилой комнаты или в размере пятнадцати квадратных метров общей площади.
В случае выбора гражданином, являющимся собственником сносимых жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), права на получение в собственность жилого дома или квартиры типовых потребительских качеств вместо подлежащих сносу жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество) члены его семьи, зарегистрированные по месту жительства в сносимом жилом доме (квартире), и иные граждане, имеющие право владения и пользования этим жилым домом (квартирой), приобретают право владения и пользования передаваемым собственнику жилым домом (квартирой) на тех же условиях, на которых они занимали подлежащий сносу жилой дом (квартиру).
В случае выбора гражданином, являющимся собственником сносимых жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), права на получение денежной компенсации это право может быть реализовано с согласия совершеннолетних членов его семьи, зарегистрированных по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), и органов опеки и попечительства, если в подлежащем сносу жилом доме (квартире) зарегистрированы несовершеннолетние члены семьи собственника, признанные находящимися в социально опасном положении либо признанные нуждающимися в государственной защите, или в жилом доме (квартире) проживают граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или этот жилой дом (квартира) закреплен за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.
В случае выбора организацией, являющейся собственником сносимых жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), права, предусмотренного абз.2 п.1 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, этой организации предоставляется квартира (квартиры) типовых потребительских качеств, равноценная по общей площади подлежащему сносу жилому дому (квартире).
Организация или гражданин, являющиеся собственниками сносимого жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), заселенного на основании договора найма жилого помещения, обязаны передать полученный жилой дом (квартиру) во владение и пользование гражданам, проживающим в сносимом жилом доме (квартире), на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.
При выборе организацией или гражданином, являющимися собственниками сносимых жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), права на получение денежной компенсации это право может быть реализовано при предоставлении ими гражданам, зарегистрированным по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), жилого дома или квартиры типовых потребительских качеств на тех же условиях, на которых они занимали подлежащий сносу жилой дом (квартиру).
Необходимо отметить, что при выборе лицами, являющимися участниками общей собственности, одного из прав, предусмотренных п.п 1 и 2 ст.158 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п. 4 и 5 Указа, их доли в этом праве должны соответствовать их долям в праве собственности на подлежащие сносу жилой дом (квартиру), строения, сооружения и насаждения при них.
В случае проживания нанимателей, зарегистрированных по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), собственник которого не обнаружен в результате проведенных в соответствии с законодательством мероприятий, эти наниматели выселяются до окончания сроков договоров найма соответствующих жилых помещений в жилые помещения в жилых домах маневренного фонда местного исполнительного и распорядительного органа.
Выселение в судебном порядке гражданина, являющегося собственником сносимого объекта недвижимого имущества, и членов его семьи из жилого дома (квартиры), расположенного на земельном участке, подлежащем изъятию, а также снос жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при нем могут быть осуществлены только после государственной регистрации права собственности гражданина на объект недвижимого имущества, предоставленный ему вместо подлежащего сносу, либо получения этим гражданином денежной компенсации за сносимые объекты недвижимого имущества.
Если гражданин, являющийся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, не уполномочивший никого из дееспособных лиц решить вопрос о судьбе его имущества, не будет найден, вопрос о реализации одного из прав, предусмотренных законодательством, решается в суде на основании соответствующего искового заявления местного исполнительного комитета либо лица, которому предоставляется земельный участок, исходя из волеизъявления совершеннолетних членов семьи собственника, а также согласия органов опеки и попечительства, если в подлежащем сносу жилом доме (квартире) зарегистрированы несовершеннолетние члены семьи собственника, признанные находящимися в социально опасном положении либо нуждающимися в государственной защите, или в жилом доме (квартире) проживают граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или этот жилой дом (квартира) закреплен за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей. При отсутствии единства в волеизъявлении совершеннолетних членов семьи собственника по данному вопросу подлежит реализации право на получение в собственность квартиры типовых потребительских качеств на тех же условиях, на которых они занимали сносимый жилой дом (квартиру).
Если собственник и совершеннолетние члены его семьи, зарегистрированные по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), либо иное уполномоченное собственником лицо отсутствуют, судом выносится предписание местному исполнительному комитету обеспечить предоставление собственнику либо его наследникам (в случае их объявления) соответствующих прав в порядке, установленном законодательством. При этом в случае объявления собственника после сноса соответствующего объекта недвижимого имущества местный исполнительный комитет обязан по первому требованию данного лица обеспечить возмещение убытков, связанных с утратой движимого имущества, и реализацию одного из указанных выше прав, кроме переноса и восстановления снесенных жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.
В случае изъятия для государственных нужд земельного участка и (или) сноса расположенного на нем объекта недвижимого имущества, переданных под выплату ренты, права и обязанности по заключенному договору ренты или пожизненного содержания с иждивением сохраняются. На поступившие в собственность плательщика ренты объекты недвижимого имущества взамен изымаемых для государственных нужд земельного участка и (или) подлежащего сносу в связи с таким изъятием объекта недвижимого имущества переносятся основанные на таком договоре ренты или пожизненного содержания с иждивением право ренты и связанное с обеспечением исполнения обязательства плательщиком ренты право залога. Внесения изменений в договор ренты или пожизненного содержания с иждивением в связи с изменением предмета договора ренты или пожизненного содержания с иждивением не требуется.
Государственная регистрация в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем жилого дома либо квартиры типовых потребительских качеств, передаваемых взамен изымаемого земельного участка и сносимых объектов недвижимого имущества, и прав, ограничений (обременений) прав на них осуществляется по заявлению кандидата в правообладатели (одного из них при государственной регистрации общего долевого права). Государственная регистрация возникновения права ренты и права залога на поступившие в собственность плательщика ренты объекты недвижимого имущества осуществляется по заявлению плательщика ренты одновременно с государственной регистрацией возникновения либо перехода права собственности на соответствующие объекты недвижимого имущества.
Если кандидат в правообладатели, в том числе плательщик ренты, уклоняется от подачи заявления о государственной регистрации в отношении переданных ему объектов недвижимого имущества, суд вправе по требованию местного исполнительного комитета, лица, которому предоставляется земельный участок, получателя ренты либо прокурора вынести решение о государственной регистрации переданного кандидату в правообладатели, в том числе плательщику ренты, земельного участка и (или) расположенных на нем жилого дома либо квартиры типовых потребительских качеств, прав, ограничений (обременений) прав на них. В этом случае государственная регистрация производится в соответствии с судебным постановлением.
Подлежащие сносу объекты недвижимости (их части) не могут использоваться прежним собственником или иными лицами со дня реализации прав, определенных в п.п. 1, 2 Жилищного кодекса Республики Беларусь, п.п. 4, 5 Указа, в том числе реализации этих прав по решению суда. Реализация названных прав, подтвержденная документально в установленном законодательством порядке, влечет прекращение права собственности и иных вещных прав на сносимый объект недвижимого имущества.
Государственная регистрация прекращения существования сносимого объекта недвижимого имущества производится после его сноса.
Прокуратура Московского района г.Минска
В силу п.5 ст.157 Жилищного кодекса Республики Беларусь бывшие члены семьи собственника жилого помещения, не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, утрачивают право владения и пользования этим жилым помещением. Исключения составляют случаи, когда заключенным в установленном порядке Брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением сохранены права владения и пользования этим жилым помещением за бывшими членами семьи собственника.
Утрата права владения и пользования жилым помещением бывшими членами семьи собственника жилого помещения может повлечь их выселение в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения по основаниям п.2 ст.95 ЖК Республики Беларусь.
Переходными положениями п.5 ст.221 ЖК действие названной нормы распространено на жилищные отношения, возникшие до вступления его в силу.
По данным основаниям могут быть выселены и те бывшие члены семьи собственника жилого помещения, которые вселены в это жилое помещение до 2 марта 2013 г., в том числе по решению суда.
Основаниями утраты статуса члена семьи собственника жилого помещения могут являться как расторжение брака судом или органами регистрации актов гражданского состояния, лишение родительских прав, расторжение письменного соглашения о признании членом семьи, так и иные основания, предусмотренные законодательством.
В соответствии с ч.5 ст.50 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье ( далее- КоБС) дети, родители которых не состоят в браке, имеют те же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, что и дети лиц, состоящих в браке между собой.
Таким образом, дети не утрачивают прав членов семьи родителя- собственника жилого помещения и не могут быть выселены из жилого помещения по основаниям п.2 ст.95 ЖК в связи с расторжением брака родителей.
Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, поэтому могут быть выселены из жилого помещения по основаниям п.2 ст.95 ЖК по требованию собственника или его законного представителя.
Поскольку положениями п.2 ст.95 ЖК не предусмотрено выселение членов семьи прежнего собственника жилого помещения, переход права собственности на жилое помещение, о котором возник спор, в порядке наследования к новому собственнику не влечет выселение без предоставления другого жилого помещения по указанным основаниям членов семьи прежнего собственника жилого помещения.
Не могут быть выселены по п.2 ст.95 ЖК бывшие члены семьи собственника приватизированного жилого помещения, проживавшие совместно с ним на момент приватизации, но не принявшие участия в приватизации, а также бывшие члены семьи собственника жилого помещения, которое построено с государственной поддержкой, выделенной собственнику, в состав семьи которого они входили (п.4 ст.95 ЖК).
Судом рассмотрено гражданское дело по иску Б. о выселении бывшей невестки С. и несовершеннолетней внучки 2010 г.р.
Бывшая невестка С. была зарегистрирована в квартире 15.12.2009 в связи с регистрацией брака с сыном Б. Решением суда от 24.09.2012 брак между ответчицей С. и сыном истца Б. расторгнут.
В исковом заявлении истец Б. указал, что проживание бывшей невестки в квартире создает для него и его супруги неудобства, у них с ответчицей постоянно возникают конфликты. Письменного соглашения с ответчицей о порядке пользования жилым помещением не имеется. В настоящее время ответчица не является членом его семьи. В добровольном порядке ответчица жилое помещение не освобождает.
С учетом изложенного просил суд выселить ответчицу из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения по основаниям п.2 ст. 95 ЖК Республики Беларусь.
Решением суда постановлено: Б. в иске к С. о выселении без предоставления другого жилого помещения отказать.
В кассационной жалобе Б. просил об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным и указал, что судом неверно применен п.2 ст.95 ЖК и не учтено, что ответчица не имеет доли в праве собственности на жилое помещение, не является членом семьи собственника жилого помещения либо его близким родственником. Соглашение о порядке пользования жилым помещением между собственником и ответчицей не заключалось. Вывод суда о том, что несовершеннолетняя дочь ответчицы не может быть выселена из спорного жилого помещения, не основан на материалах дела, поскольку вопрос о выселении не ставился, иск о ее выселении не заявлялся. Суд не учел, что права ребенка при выселении матери не нарушаются, так как ребенок остается проживать в квартире, где проживает ее отец.
Определением судебной коллегии Минского городского суда решение районного суда отменено по следующим основаниям.
Из дела усматривается, что спорная квартира приобретена по договору купли-продажи в 2003 году. Согласно выписке из лицевого счета в указанной квартире зарегистрированы истец, его сын, ответчица- бывшая невестка и их несовершеннолетняя дочь 2010 года рождения.
Из пояснений сторон в судебном заседании усматривалось, что в спорной квартире проживает также супруга истца.
Ответчица С. была зарегистрирована в спорной квартире в связи с регистрацией брака с сыном истца в 2009 году.
В определении суд кассационной инстанции указал, что при вынесении решения суд не дал оценку доводам стороны истца о том, что ответчица не имеет доли в праве собственности на спорную квартиру, не является членом семьи собственника жилого помещения и что при вселении ответчицы на спорную жилплощадь письменного соглашения о порядке пользования жилым помещением с ней не заключался. Кроме того, суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что требований о выселении из спорного жилого помещения несовершеннолетней внучки истец не заявлял. При этом при расторжении брака между сыном истца и ответчицей вопрос о месте жительства их несовершеннолетней дочери судом не разрешался.
По данным основаниям решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение для установления всех лиц, проживающих в спорной квартире и чьи интересы затрагиваются при разрешении спора, проверки всех доводов истца, в том числе о возникающих между ним и ответчицей конфликтах, а также иных обстоятельств, имеющих значение для вынесения законного и обоснованного решения.
Таким образом, в настоящее время правоприменительная практика по рассмотрению гражданских дел названной категории не сформирована в полной мере, что требует от заинтересованных лиц тщательной подготовки исковых заявлений, формирования позиции по делу, а также предоставления доказательств, подлежащих оценке судом.
Прокуратура Московского района г.Минска
Милиция Московского РУВД г.Минска информирует.
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику наркозависимости. Эти профилактические блоки имеют свои особенности.
Первичная профилактика наркомании опирается на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Необходимо, чтобы противостояние наркомании стало действительно общенациональным делом и объединяло усилия как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и движений.
Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления российской государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются: