Рус Бел En
Андрей Жайлович
Мы рады приветствовать Вас на сайте администрации Московского района. Каждый район имеет свои особенности – территориальные, экономические, возрастные, социальные.
Московский район – один из самых молодых и перспективных... Читать обращение главы полностью
Глава администрации
Московского района г.Минска
Татьяна Колядко
 

Одной из мер, направленных на профилактику алкоголизма среди населения, а также на лечение, социализацию и привлечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией, является направление граждан указанной категории в лечебно-трудовые профилактории (далее – ЛТП).

Согласно Закону Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее – Закон) ЛТП является организацией, входящей в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, созданной для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

В силу норм Закона направлению в ЛТП подлежат граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые своим поведением, связанным со злоупотреблением алкоголем или на почве употребления наркотических средств, систематически нарушают общественный порядок, трудовую дисциплину или права других лиц, если они в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после такого предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение аналогичных административных правонарушений.

Вместе с тем, в Законе содержится перечень лиц, не подлежащих направлению в ЛТП. В частности, это:

  • граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;
  • граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста (ст. 11 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»);
  • беременные женщины;
  • женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года;
  • инвалиды I и II группы;
  • граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в лечебно-трудовом профилактории. 

Перечень заболеваний, препятствующих нахождению граждан в ЛТП, утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь (см. постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.07.2002 «О некоторых вопросах признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией»). В случае, если лицо страдает заболеваниями, перечисленными в указанном перечне, это влечет безусловный отказ в удовлетворении заявления о направлении в ЛТП.

Перед направлением в ЛТП гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию, которое производится в целях подтверждения наличия либо отсутствия у него заболевания хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и установления наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в лечебно-трудовом профилактории. Соответствующее постановление о направлении гражданина в организацию здравоохранения на медицинское освидетельствование выносят начальник территориального органа внутренних дел или его заместитель.

Гражданин вправе обжаловать принятое в отношении его начальником территориального органа внутренних дел или его заместителем постановление о направлении на медицинское освидетельствование вышестоящему начальнику территориального органа внутренних дел или прокурору.

После получения органами внутренних дел медицинского заключения, подтверждающего, что гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также что у него отсутствует заболевание, препятствующее нахождению в ЛТП, такому гражданину объявляется предупреждение о возможности направления его в указанное учреждение, если он в течение года после предупреждения будет привлечен к административной ответственности за совершение аналогичных административных правонарушений.

Гражданин также вправе обжаловать вынесенное в отношении его начальником территориального органа внутренних дел или его заместителем предупреждение о возможности направления в ЛТП вышестоящему начальнику территориального органа внутренних дел, прокурору или в суд.

При изучения дела в суде о направлении в ЛТП необходимо обращать внимание на время вручения предупреждения, так как в соответствии с Законом сначала гражданин должен быть признан больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, после чего предупрежден о возможности направления его в ЛТП. Следовательно, медицинское заключение должно быть получено до вынесения предупреждения.

Также следует обратить внимание, что право подписания заявления в суд имеют начальник территориального органа внутренних дел или его заместитель.

В каждом случае направления соответствующего заявления необходимо установить, кем подписано заявление о направлении в ЛТП.

В случае отсутствия основания для отказа в возбуждении дела суд в течение 3 дней выносит определение о возбуждении дела и подготовке его к судебному разбирательству.

В значительной степени для лиц, которые направляются в ЛТП, затруднена реализация права на юридическую помощь в связи с тем, что часто судебные заседания проводятся в день поступления заявления в суд. Более того, в ряде случаев лиц направляемых в ЛТП доставляют в суд сотрудники милиции.

Если произошла такая ситуация, гражданин вправе заявить ходатайство об отложении судебного разбирательства для заключения соглашения с адвокатом на оказание правовой помощи. Суд обязан предоставить время для заключения соглашения с адвокатом.

До начала судебного разбирательства или в ходе судебного заседания лицо, в отношении которого рассматривается дело о направление в ЛТП, имеет право ходатайствовать об ознакомлении с материалами дела о направлении в ЛТП. При ознакомлении с делом следует обратить внимание, что  заявление о направлении в ЛТП должно содержать основания для применения указанных мер, а также перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению.

В статье 7 Закона указан перечень документов, обязательно прилагаемых к заявлению. Среди них: медицинское заключение; копии постановлений о привлечении к административной ответственности; предупреждение о возможности направления в ЛТП; данные о семейном положении гражданина и наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей.

В соответствии со ст. 393-9 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) заявление о направлении гражданина в ЛТП подается в суд органом внутренних дел по месту нахождения органа внутренних дел. В заявлении должны быть указаны основания для направления его в ЛТП, а также должны быть приложены вышеуказанные документы.

В силу названной статьи заявление о направлении гражданина в ЛТП рассматривается в течение десяти дней со дня его поступления в суд с обязательным участием представителя органа внутренних дел и гражданина, в отношении которого подано заявление. Следовательно, рассмотреть дело в порядке заочного производства невозможно. Кроме того, в рассмотрении заявления могут участвовать представители организаций, члены семьи гражданина, а также иные лица.

В случае уклонения гражданина от явки в суд он может быть подвергнут приводу.

Согласно действующему законодательству обязательное участие прокурора при рассмотрении гражданских дел о направлении граждан в ЛТП не требуется. Вместе с тем суд в соответствии со ст. 83 ГПК Республики Беларусь вправе признать необходимость участия прокурора в рассмотрении такого дела, о чем выносит соответствующее определение.

В соответствии со ст. 10 Закона гражданин больной хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, доставляется органом внутренних дел в лечебно-трудовой профилакторий не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу решения суда о его направлении в ЛТП, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Согласно ч. 4 названной статьи Закона органы внутренних дел осуществляют доставку обязанного лица в лечебно-трудовой профилакторий не позднее дня, следующего за днем вступления в силу решения суда о направлении обязанного лица в ЛТП.

Гражданин может быть направлен судом в лечебно-трудовой профилакторий на срок двенадцать месяцев.

Нахождение гражданина в лечебно-трудовом профилактории может быть продлено по решению суда на срок до шести месяцев по основаниям, предусмотренным ст. 55 Закона, или сокращено по решению суда на срок до шести месяцев по основанию, предусмотренному ст. 56-1 Закона.