Курило Инна Владимировна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»
Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния.
Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает. Формируется привычка. С точки зрения нейробиологии, привычки — это повторяющиеся паттерны синаптического возбуждения (синапс — место контакта между двумя нейронами). Когда мы думаем о чём-то снова и снова или выполняем одни и те же действия, синапсы активируются одним и тем же образом и формируют привычные схемы. В основе формирования привычек в самоорганизующихся системах лежит такое понятие, как «аттрактор» — это стабильное состояние в сложной (динамической) системе, к которому она стремится. Систему (человека) можно представить как шарик, катящийся по поверхности. В конце концов шарик попадает в лунку аттрактора. А вот выбраться из неё уже не так легко. Физики сказали бы, что для этого необходима дополнительная энергия. Если проводить аналогию с человеком, это усилие, которое нужно приложить, чтобы отказаться от какого-то поведения или образа мышления. Зависимость — это колея, выбраться из которой с каждым разом всё сложнее.
Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), и поведенческой (эмоциональной) (от азартных игр, работы, рискованного поведения или, например, болезненной страсти к загару – танорексии. Для всех видов характерны рост толерантности к аддиктивному агенту, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу либо усиливать поведенческую тактику и потеря контроля. При удовлетворении этих потребностей чувствуется удовольствие и облегчение. Прекращение вызывает «синдром отмены», которое сопровождается раздражительностью, тревогой, разочарованием, чувством потери, болью и желанием принять аддиктивный агент, чтобы избавиться от негативных ощущений.
Любовная, сексуальная зависимость – это, чаще всего, тщательно скрываемая потребность в близости, однако секс не делает людей ближе. Это еще один миф. Эмоциональная зависимость (англ. dependence - зависимость) – стремление полагаться на другого человека (или других людей) для получения удовлетворения, безопасности, достижения своих целей. Зависимость детей от родителей естественна в раннем детстве и уменьшается с процессом взросления. О патологической зависимости говорят в том случае, когда человек не способен принимать даже простые самостоятельные решения, чувствует себя беспомощным и нуждается в постоянной поддержке окружающих.
В повседневной жизни каждый человек, как правило, имеет определенный набор навыков избавления от психологического дискомфорта, и достаточно эффективно использует их с этой целью. К индивидуально накопленному арсеналу средств относятся различные способы переключения внимания на эмоционально стимулирующие события и активности: просмотр фильмов, спортивных состязаний, прогулки, общение с природой, физические упражнения, получение поддержки от друзей, знакомых или родственников и др. Этим способам избавления от неприятных переживаний не придается особого значения. Зависимый человек начинает верить, что ничто не поможет справиться с переживаниями, кроме предмета зависимости.
Что же общего у заядлых игроков, обжор, сексуально озабоченных граждан, «героев фитнеса», шопоголиков и т.д.? Аддикция - это патологическая любовь и доверие к отношениям с объектом или событием. Все объекты имеют нормальную социально приемлемую функцию: пища существует для того, чтобы удовлетворять аппетит; игра - для того, чтобы получать удовольствие и испытывать возбуждение; медикаменты - для лечения заболеваний. Это примеры нормальной, приемлемой функции объектов. Аддикты устанавливают с объектами патологические отношения. Та же игра, те же медикаменты приобретают для них новую функцию. Пища используется для изменения настроения, игра становится патологическим гэмблингом, медикаменты используются как вещества, изменяющие психическое состояние в желаемом направлении. При этом неуклонно страдает как физическое, так и психическое здоровье, повышен риск суицидального поведения, бытовой и производственной травматизации, автокатастроф и т.п. Неизбежны материальные и социальные утраты – потеря квалификации, социального статуса, работы, семьи, жилья, проблемы административного и уголовного характера…
Что может провоцировать формирование зависимости?
Риск развития аддиктивного поведения, с точки зрения современных представлений, во многом связан с условиями воспитания в детском периоде жизни. В типах воспитания, наиболее предрасполагающих к риску развития аддиктивного поведения, выделяется главное звено - нарушение эмоциональных связей с людьми. Лица с повышенным риском развития аддикции в детстве не были научены правилам установления эмоциональных контактов с окружающими. Они воспитывались в семьях, в которых эмоциональная близость между членами семьи существовала не в реальности, а только на словах. Выделяют следующие семейные факторы, предрасполагающие к развитию аддиктивного поведения:
1). Люди, у которых в последствии развилось аддиктивное поведение, были научены дистанцироваться от окружающих, вместо того, чтобы устанавливать с ними связь. Родители таких детей, как правило, не имели времени для общения с ними;
2). Родители могли быть носителями аддиктивного поведения, например, работоголизма. Попытки детей устанавливать с родителями более близкие контакты не приводили к положительным результатам;
3). В семье преобладали отношения друг к другу как к объектам, необходимым для манипуляции. Дети обучались такому отношению к людям с детства, и поэтому оно не является для них чуждым.
Такие типы семьи формируют у детей чувства внутренней пустоты и изоляции, с возникновением желания заполнить эти чувства путём создания в своих фантазиях особого мира, герои которого заменяют реальность. Таким образом, создаются предпосылки для развития негативного стиля жизни. В результате человек попадает в трудное положение. С одной стороны, он не имеет возможности естественным путем, посредством контакта с близкими людьми, удовлетворить свои эмоциональные потребности, получить от них эмоциональную помощь и поддержку, а, с другой, - не в состоянии найти эту поддержку внутри себя, так как его не научили этому в детстве.
Стиль воспитания в таких семьях не предрасполагает к умению человека быть самим собой. Человек не настроен на поиск резервов внутри себя, он не умеет этого делать и поэтому выбирает путь наименьшего сопротивления, уходя в аддиктивные реализации.
Зависимости могут развиться как результат длительных невротических конфликтов, структурного дефицита, генетической предрасположенности, семейных и культурных условий, а также влияния окружения. Провоцируют развитие аддиктивного поведения различные эмоционально значимые потери, например, потеря любимого человека, статуса, социального положения, идеалов, системы ценностей, потеря дружеских контактов, уход из семьи, новые социальные требования, социальная изоляция, связанная с пребыванием человека в новом для него обществе.
Аддикция нарушает систему естественных отношений, включающую в себя факторы, которые могут быть использованы людьми, обращающимися за поддержкой, помощью, советом с целью получить ощущение любви, актуализировать свой эмоциональный и духовный рост. Эти естественные отношения включают семью, друзей, общество, в котором живёт человек, его селф и связь с Высшей Силой, которая осуществляется проекцией религиозного чувства. Духовная пустота приводит к тому, что жизнь аддикта оказывается сломанной.
Аддикты ведут непрестанную борьбу с чувством стыда и вины, ощущением своей никчемности. Главная причина всех аддиктивных расстройств — это страдания, которые аддикты пытаются облегчить, отражающие базовые трудности в сфере саморегуляции, включающей четыре основных аспекта психологической жизни: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе.
Как стать свободнее?
Быть от чего-то или кого-то зависимым – это далеко не самый лучший образ жизни. Ибо зависимость – это довольно серьезное ограничение, из-за которого люди не могут вкусить все прелести жизни и не могут себя в ней в полной мере реализовать.
Многие родители считают, что в ситуации, когда их ребенок начал уходить от реальности с помощью различных аддиктивных агентов, виноваты все и вся, но только не они сами. Если Вы хотите, чтобы ваши дети изменились к лучшему, начните с себя. Есть одна замечательная притча про умирающего человека, который говорил: «В молодости я хотел изменить весь мир, позже я хотел изменить свой город, а еще позже я хотел изменить свою семью, но у меня ничего не получалось. Теперь, я понимаю, что я смог бы изменить семью, город и мир, если бы я изменил себя».
Сформулировать одно конкретное правило, которое помогло бы справиться с зависимостью, невозможно. Нужна комбинация упорства, индивидуальных особенностей, удачи и сложившихся обстоятельств. Взросление и саморазвитие во многом способствуют восстановлению и помогают побороть зависимость. Расширение сознания, мировоззрения зависимых людей, привнесение в их жизнь новых ценностей – это способы сделать их свободнее. В последние десятилетия в мире принята биопсихосоциальная модель зависимости. Выздоровление возможно при воздействии на физиологический, психологический и социальный компоненты заболевания. Для того, чтобы стать свободным, для начала нужно честно ответить на вопрос: «Почему хочется уйти от реальности?» Если человек осознает и признает проблему, обращается за помощью к специалисту, он встает на путь исцеления. Тяжело стать свободным в одиночку, обращайтесь за поддержкой!
Контактный телефон 80291936300.